Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.09.2013 N 1654 "О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. № 1654

О внесении в порядке законодательной инициативы
в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации"

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранных от Челябинской области, поддержать указанный проект федерального закона.

3. Поручить депутату Законодательного Собрания Челябинской области Гладских В.И. представлять Законодательное Собрание Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект на заключение в Правительство Российской Федерации.

Председатель
Законодательного Собрания
Челябинской области
В.В.МЯКУШ





Вносится
Законодательным Собранием
Челябинской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации

Статья 1

Внести в статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5276; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2008, № 20, ст. 2260; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4591; ст. 4594) изменение, дополнив ее новым подпунктом 7-4 следующего содержания:
"7-4) проекты рекультивации (проектная документация по рекультивации) поверхностных и подземных полостей, искусственно созданных при добыче полезных ископаемых;".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2004, № 35, 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2008, № 30, ст. 3616; № 45, ст. 5142; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 48, ст. 6732) следующие изменения:
1) статью 10 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Ликвидация поверхностных и подземных полостей, искусственно созданных при добыче полезных ископаемых, осуществляется на основании проекта их рекультивации (проектной документации по рекультивации), получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При ликвидации поверхностных и подземных полостей, искусственно созданных при добыче полезных ископаемых, допускается использование отходов IV и V классов опасности горнодобывающего и металлургического производства, за исключением твердых бытовых (коммунальных) отходов.";
2) пункт 5 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"5. Запрещается размещение отходов в границах лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также твердых бытовых отходов, промышленных отходов I - III классов опасности в границах населенных пунктов и пригородных зонах. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Размещение промышленных отходов IV и V классов опасности в границах населенных пунктов и пригородных зонах осуществляется в объектах размещения отходов в зонах специального назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Статья 3

Внести в абзац третий пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2011, № 29, ст. 4281) изменение, изложив его в следующей редакции:
"размещение отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в границах лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ, водоохранных зон, а также твердых бытовых отходов, промышленных отходов I - III классов опасности в границах населенных пунктов и пригородных зонах;".

Статья 4

Внести в часть 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 52, ст. 5498; 2011, № 30, ст. 4594; 2013, № 27, ст. 3477) изменение, исключив из нее слово "потребления".

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменения в четыре законодательных акта Российской Федерации в части решения отдельных проблем в сфере обращения с отходами производства (далее - отходы).
В Российской Федерации ежегодно образуется значительное количество отходов. Так, за 2010 год на территории Российской Федерации размещено 1996 млн. тонн отходов, в том числе 22 млн. тонн отходов химических предприятий, 58 млн. тонн отходов металлургических предприятий, 114 млн. тонн отходов нефтеперерабатывающих предприятий и 1772 млн. тонн отходов добывающих предприятий. Из указанного объема отходов количество отходов IV класса опасности (малоопасные) составляет 25,7 млн. тонн, отходов V класса опасности (практически неопасные) - 1965,6 млн. тонн, которые преимущественно являются инертными и нетоксичными материалами. Такими отходами являются: отходы от добычи полезных ископаемых - вскрышные и пустые породы (V класс опасности), золошлаки от сжигания углей (V класс опасности), отходы производства строительных материалов (IV и V классы опасности), шлаки металлургические (IV класс опасности) и другие отходы. Как правило, данные отходы размещаются в отвалах, расположенных в границах населенных пунктов, на территориях которых находятся предприятия по добыче и переработке минерального сырья (металлургические, угледобывающие и другие), и в непосредственной близости от отработанных карьеров, из которых извлечено сырье для данных предприятий.
Международный опыт показывает достаточно обширную практику использования отходов IV и V классов опасности для восстановления земель, нарушенных ведением открытых горных работ. Так, в странах ЕС принята Директива Европарламента и Совета 2006/21/ЕС от 15 марта 2006 года по управлению отходами добывающей промышленности, в соответствии с которой наилучшим методом удаления отходов добывающей промышленности является их использование для рекультивации карьеров.
В связи с этим в Российской Федерации применение отходов IV и V классов опасности для заполнения выработанных пространств карьеров является единственным направлением рекультивации горных выработок, позволяющим одновременно решить две важнейшие задачи - восстановление природного ландшафта и безопасное размещение вышеуказанных отходов. Поскольку площади деградированных земель составляют десятки тысяч гектаров, твердые неутилизируемые отходы выступают единственным материальным ресурсом, который возможно использовать для заполнения отработанных карьеров.
Санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, твердых бытовых отходов и промышленных отходов III и IV классов опасности. При этом такие работы трактуются как размещение отходов и предусматривают выполнение требований, предъявляемых к полигонам твердых бытовых отходов, а также внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Кроме того, такой подход делает и переработку ранее накопленных отходов для рекультивации отработанных карьеров экономически нецелесообразной. В федеральном законодательстве не содержится иных норм, предусматривающих возможность использования отходов на рекультивацию нарушенных земель.
В связи с вышеизложенным статью 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предлагается дополнить новым пунктом 4, предусматривающим, что при ликвидации поверхностных и подземных полостей, искусственно созданных при добыче полезных ископаемых, допускается использование отходов IV и V классов опасности горнодобывающего и металлургического производства, за исключением твердых бытовых (коммунальных) отходов, на основании проекта их рекультивации. При этом указанные проекты должны получить положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, в связи с чем соответствующие изменения предлагается внести в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Кроме указанной проблемы, связанной с рекультивацией отработанных карьеров, существуют законодательные ограничения, ставящие под запрет деятельность многих промышленных предприятий.
Исторически сложилось, что в Российской Федерации населенные пункты формировались по мере строительства и ввода в эксплуатацию промышленных предприятий и, как правило, границы населенных пунктов определялись исходя из расположения градообразующих предприятий, в том числе со всей инфраструктурой - промышленные площадки, объекты размещения отходов, объекты ведения горных работ и т.д., и прилегающих к ним жилых зон. Таких населенных пунктов в Российской Федерации сотни, в их границах расположены предприятия по добыче и переработке минерального сырья (металлургические, нефтегазодобывающие, угледобывающие, железорудные и прочие), определяющие экономическое развитие страны.
В настоящее время в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации возможно выделение зон специального назначения, в которых могут быть расположены основные промышленные площадки, объекты ведения горных работ, отвалы пустых пород, объекты размещения: неутилизируемых промышленных отходов. Однако согласно нормам Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещено размещение отходов в границах населенных пунктов и на территориях, прилегающих к ним, даже при значительном удалении от жилой зоны. При этом в целях разрешения данного противоречия перенос жилых зон населенных пунктов со всей инфраструктурой или действующих промышленных предприятий невозможен.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статью 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьи 10, 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", установив, что в границах населенных пунктов и пригородных зонах запрещается размещение твердых бытовых отходов, радиоактивных отходов и промышленных отходов I - III классов опасности и допускается размещение промышленных отходов IV и V классов опасности в зонах специального назначения, определенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.





ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР
и Российской Федерации, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению
или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.





Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона N... "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N... "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации


------------------------------------------------------------------