Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 29.08.2013 N 89 "О принятии Комплексного инвестиционного плана развития города Снежинска"



СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА СНЕЖИНСКА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. № 89

О принятии Комплексного инвестиционного плана
развития города Снежинска

Руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Снежинск", Собрание депутатов города Снежинска
РЕШАЕТ:

1. Принять Комплексный инвестиционный план развития города Снежинска (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия и подлежит официальному опубликованию.

Глава города Снежинска
Челябинской области
А.Н.ТИМОШЕНКОВ





Приложение
к решению
Собрания депутатов
города Снежинска
Челябинской области
от 29 августа 2013 г. № 89

КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
развития города Снежинска

ПАСПОРТ
Комплексного инвестиционного плана
развития города Снежинска

Наименование
Комплексный инвестиционный план развития города Снежинска (КИП)
Основные разработчики КИП
Администрация Снежинского городского округа
Цели и задачи КИП
Главная цель КИП:
Снижение зависимости города от градообразующего предприятия, перевод неуправляемых рисков развития в состояние управляемости.
Задачи:
1. Создание новых рабочих мест для трудоустройства жителей города, развитие рынка труда.
2. Снижение доли работников, занятых во ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", в общей численности экономически активного населения.
3. Модернизация и развитие коммунальной, транспортной и инновационной инфраструктуры.
4. Создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в градообразующее предприятие, бюджетную сферу и другие предприятия и организации города.
5. Улучшение демографической ситуации.
Стратегические направления КИП
1. Выведение новых высокотехнологичных производств из состава градообразующего предприятия.
2. Реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики города.
Сроки реализации КИП:
2013 - 2020 годы
Проекты в рамках КИП:
1. Проекты градообразующего предприятия:
Создание промышленного производства гетероструктур для светоизлучающих диодов (СИД).
Создание промышленного производства энергоустановок на твердооксидных топливных элементах (ЭУ на ТОТЭ).
Создание производства изотопов и радиофармпрепаратов для ядерной медицины.
Выполнены научно-исследовательские работы, изготовлены опытные образцы, подготовлены производственные площади.
2. Гражданские проекты, финансирование которых запланировано и осуществляется за счет инвесторов:
Создание завода по производству крупных низковольтных электрических машин.
Строительство завода по производству электрических кабелей.
Создание банно-оздоровительного комплекса.
Создание предприятия автосервиса (2-я очередь строительства).
Запуск в эксплуатацию станции технического обслуживания автомобилей.
Строительство автомобильной газозаправочной станции.
Строительство магазина непродовольственных товаров.
Организация встроенного предприятия торговли (аптечный пункт).
Организация встроенного предприятия торговли (магазин непродовольственных товаров).
Ключевые целевые показатели КИП:
Создание более 2977 рабочих мест для жителей города к 2020 г.
Снижение доли работников градообразующего предприятия в численности экономически активного населения города к 2020 году до 36 %.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОНОГОРОДЕ

1.1. Географическое положение
Муниципальное образование "Город Снежинск" расположено на южном берегу озера Синара в восточных предгорьях Среднего Урала. Город находится на границе Челябинской и Свердловской областей, в 120 км от Челябинска и в 110 км от Екатеринбурга. Город Снежинск находится в климатическом подрайоне 1 В. Снежинск обрамлен озерами Синара, Силач, Сунгуль, Иткуль.
Город основан в 1957 году, в нем проживает около 50000 человек. Градообразующим предприятием Снежинска является Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" (ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ").
Снежинск является закрытым административно-территориальным образованием с особым режимом въезда - выезда. Отраслевая направленность города - ядерно-оружейный комплекс. Общая площадь территории города Снежинска составляет 37400 га. В состав городского округа входят территория города Снежинска, а также территории сельских населенных пунктов поселка Ближний Береговой и деревни Ключи.
1.2. Научный потенциал территории
Во ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" работает около 9700 человек (на 01.01.2013), 5100 человек занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, более 3000 человек работают в опытном производстве. В институте работают: 2 академика РАН, 37 докторов наук, 176 кандидатов наук.
В настоящее время ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" является одним из ведущих разработчиков ядерного оружия в Российской Федерации; это крупная научная организация, проводящая как фундаментальные, так и прикладные исследования.
В Снежинске расположены 2 филиала высших учебных заведений:
- Снежинский государственный физико-технический институт - филиал ФГБОУ ВПО - "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ";
- Снежинский филиал Южно-Уральского государственного университета.
Обучение рабочим специальностям осуществляют:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Снежинский политехнический техникум имени Н.М. Иванова";
- Снежинский государственный физико-технический институт - филиал ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".
1.3. Демография и трудовые ресурсы
1.3.1. Динамика демографии и занятости населения за последние три года

№ п/п
Показатель
Ед. изм.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
1.
Среднегодовая численность населения
тыс. чел.
49,3
49,3
49,4
2.
Коэффициент рождаемости на 1000 человек населения
%
11,2
12,4
12,7
3.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций, всего
тыс. чел
21,0
21,02
20,9

в том числе по основным видам экономической деятельности:





- Раздел A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
тыс. чел.
0,07
0,07
0,07

- Раздел C. Добыча полезных ископаемых
тыс. чел.
0,05
0,02
0,02

- Раздел D. Обрабатывающие производства
тыс. чел.
1,14
1,14
1,25

- Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
тыс. чел.
1,81
0,79
0,80

- Раздел F. Строительство
тыс. чел.
0,46
0,38
0,59

- Раздел G. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
тыс. чел.
0,62
0,56
0,73

- Раздел H. Гостиницы и рестораны
тыс. чел.
0,46
0,49
0,51

- Раздел I. Транспорт и связь
тыс. чел.
0,94
0,90
0,89

- Раздел J. Финансовая деятельность
тыс. чел.
0,25
0,23
0,22

- Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
тыс. чел.
9,82
9,99
10,24

- Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение
тыс. чел.
1,47
1,49
1,10

- Раздел M. Образование
тыс. чел.
2,40
2,35
2,30

- Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
тыс. чел.
1,66
1,66
1,69

- Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
тыс. чел.
0,89
0,95
1,1
4.
Уровень зарегистрированной безработицы
%
0,9
0,61
0,52

1.3.2. Возрастная структура населения по состоянию на 1 января 2012 года

Возраст (лет)
Все население
Мужчины
Женщины
Все население
49269
23067
26202
в том числе в возрасте:



0 - 4
2775
1367
1408
5 - 9
2255
1159
1096
10 - 14
2071
1030
1041
15 - 19
2504
1316
1188
20 - 24
3714
2013
1701
25 - 29
3926
2072
1854
30 - 34
3668
1903
1765
35 - 39
3437
1640
1797
40 - 44
3309
1588
1721
45 - 49
3699
1716
1983
50 - 54
3597
1664
1933
55 - 59
3413
1472
1941
60 - 64
3017
1265
1752
65 - 69
1696
689
1007
70 и старше
6188
2173
4015

1.3.3. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования (на 1000 человек) (по итогам всероссийской переписи населения 2010 года)


Имеющие образование
Не имеют начального общего образования
профессиональное
общее
высшее
неполное высшее
среднее
начальное
среднее (полное)
основное (неполное среднее)
начальное
Все население
324
41
345
70
115
76
27
2
Городское население
326
41
347
69
115
74
26
2
Сельское население
56
9
190
215
125
284
112
9

1.3.4. Распределение безработных граждан по уровню образования на 01.01.2013

Уровень образования
Количество человек (%)
Высшее профессиональнее образование
54 (45 %)
Среднее профессиональное образование
15 (12,5 %)
Начальное профессиональное образование
33 (27,5 %)
Среднее общее образование
11 (9,2 %)
Основное общее образование
6 (5 %)
Не имеют основного общего образования
1 (0,8 %)
Общая численность безработных
120 (100 %)

1.4. Уровень жизни населения

№ п/п
Показатель
Ед. изм.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
1.
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу предприятий и организаций), всего
рублей
22174,0
28193,1
29440,1

в том числе по основным видам экономической деятельности:





- Раздел A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
рублей
14360,3
15288,7
17747,5

- Раздел C. Добыча полезных ископаемых
рублей
10770,7
8414,6
9150,8

- Раздел D. Обрабатывающие производства
рублей
16146,2
19134,3
20320,0

- Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
рублей
17593,3
20019,0
21894,2

- Раздел F. Строительство
рублей
12724,8
16568,9
13064,7

- Раздел G. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
рублей
11519,9
10814,4
13852,9

- Раздел H. Гостиницы и рестораны
рублей
11804,8
13411,9
13117,6

- Раздел I. Транспорт и связь
рублей
17795,8
18802,0
19614,7

- Раздел J. Финансовая деятельность
рублей
29795,4
32327,8
31824,3

- Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
рублей
28771,2
38586,0
38701,9

- Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение
рублей
24609,0
29246,3
32668,9

- Раздел M. Образование
рублей
13204,0
15769,4
19210,8

- Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
рублей
17176,8
19907,2
21766,0

- Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
рублей
12178,8
13555,9
15153,7
2.
Среднемесячная заработная плата (в процентах к среднеобластному уровню)
%
127,7
Нет данных
130,6
3.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года)
кв. м
22,95
23,1
23,4

1.5. Благоустройство жилищного фонда

Показатель
По состоянию на 31.12.2012
Общая площадь жилых помещений - всего, в %
100
в том числе оборудованная:

водопроводом
98,3
в том числе централизованным
98,2
водоотведением (канализацией)
98,1
в том числе централизованным
98,1
отоплением
99,0
в том числе централизованным
98,1
горячим водоснабжением
97,9
в том числе централизованным
97,8
ваннами (душем)
97,9
газом (сетевым, сжиженным)
77,9
напольными электрическими плитами
21,5

1.6. Промышленность

№ п/п
Показатель
Ед. изм.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
1.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по "чистым" видам деятельности по крупным и средним предприятиям
млн. рублей
2136,3
2925,2
3785,6
2.
Темп роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года
%
161,0
136,9
111,8

Основные предприятия, отнесенные в 2012 году к обрабатывающим производствам, к производству и распределению электроэнергии, газа и воды:
ОАО "Трансэнерго",
ООО "ЗКС",
ОАО "Хлебозавод Снежинский",
МП "Энергетик",
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ",
ООО "УралТраверсПак".
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по основным промышленным предприятиям) за 2012 год, всего - 3785,6 млн. руб.
в том числе по видам экономической деятельности:
- обрабатывающие производства - 3042,4 млн. руб.;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 743,2 млн. руб.
Средняя численность работников списочного состава (по кругу крупных и средних организаций, отнесенных по ОКВЭД к промышленному производству) за 2012 год составила 1446 человек, в том числе по видам экономической деятельности:
- обрабатывающие производства - 670 человек;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 776 человек.
1.7. Инвестиции и капитальное строительство

№ п/п
Показатель
Ед. изм.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
1.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по кругу крупных и средних организаций)
млрд. рублей
2,3
2,7
3,6

в % к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах (ИФО)
%
115,9
105,5
123,7
2.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство"
млн. рублей
117,7
169,8
108,7

в процентах к предыдущему году
%
91,0
127,4
64,0
3.
Ввод жилых домов,
тыс. кв. м
3,2
8,5
20,7

в процентах к предыдущему году
%
15,3
265,6
243,5

В 2009 году Снежинском разработан и ежегодно обновляется инвестиционный паспорт, определены перечни свободных земельных участков и промышленных площадок, предлагаемых потенциальным инвесторам для реализации проектов.
1.8. Малое и среднее предпринимательство
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Снежинского городского округа в 2011 году, - 2395 ед., из них индивидуальных предпринимателей - 1621 чел., в 2012 году - 2347 ед., из них индивидуальных предпринимателей - 1588 чел.
Средняя численность работников малых и микропредприятий всего в 2012 году составила 3374 человека.
С 2008 года действует городская целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Снежинском городском округе.
Оборот малых предприятий г. Снежинска в 2012 году (тыс. рублей)

Оборот малых предприятий, всего
2297479,5
в том числе по основным видам экономической деятельности:

- Раздел A Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
-
- Раздел B Рыболовство, рыбоводство
662,3
- Раздел C Добыча полезных ископаемых
8797,2
- Раздел D Обрабатывающие производства
511592,2
- Раздел E Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
57301,0
- Раздел F Строительство
212422,8
- Раздел G Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
887668,6
- Раздел H Гостиницы и рестораны
68377,8
- Раздел I Транспорт и связь
132488,5
- Раздел J Финансовая деятельность
282,4
- Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
331491,8
- Раздел M Образование
-
- Раздел № Здравоохранение и предоставление социальных услуг
52191,0
- Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
34204,0

Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства г. Снежинска по видам экономической деятельности (%)

Виды экономической деятельности (ОКВЭД)
% от числа предприятий
Всего по ОКВЭД
100,0
- Раздел A Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
-
- Раздел C Добыча полезных ископаемых
0,5
- Раздел D Обрабатывающие производства
16,2
- Раздел E Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
1,0
- Раздел F Строительство
12,6
- Раздел G Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
27,3
- Раздел H Гостиницы и рестораны
4,0
- Раздел I Транспорт и связь
6,6
- Раздел J Финансовая деятельность
-
- Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
22,7
- Раздел M Образование
0,5
- Раздел № Здравоохранение и предоставление социальных услуг
4,5
- Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
4,0

Субъектами инновационной деятельности в городе Снежинске являются:
- ООО "СКН" (нанотехнологии и производство наноалмазов);
- ООО "Нанотехнологический центр" (нанотехнологии);
- ООО "Диагэн" (энергосбережение);
- ООО "Криптон" (лазерные технологии и голография);
- ООО "Волна" (инжиниринговые услуги);
- ООО "Фирма Сокол" (инжиниринговые услуги);
- ООО "АМГ" (телекоммуникационные услуги).
В городе Снежинске реализуется Закон Челябинской области "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области", областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2013 - 2015 годы" и существует развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которую образуют:
- отдел по организации торговли, защите прав потребителей и работе с предпринимателями администрации города Снежинска;
- Общественный координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства города Снежинска;
- государственное учреждение "Центр занятости населения города Снежинска";
- некоммерческое партнерство "Ассоциация предпринимателей города Снежинска";
- автономная некоммерческая организация "Союз деловых женщин";
- фонд социально-экономического развития города Снежинска;
- АНО Образовательно-консультационный Центр "МЦР - Снежинск".
В декабре 2009 года в городе Снежинске начал работу инновационный бизнес-инкубатор площадью 392 кв. м, рассчитанный на 35 рабочих мест. На 1 января 2013 года помещения бизнес-инкубатора были заполнены на 100 %, в нем располагались 5 предприятий.

II. НЕОБХОДИМОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОНОГОРОДА

2.1. Необходимость диверсификации экономики моногорода
Снежинск является ярко выраженным моногородом. Доля среднесписочной численности работников градообразующего предприятия в общей численности экономически активного населения города на 1 января 2013 года составляла 38,9 %. Градообразующее предприятие города - ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" находится в ведении государственной корпорации "Росатом".
Основными рисками, влияющими на деятельность градообразующего предприятия, являются административно-политический и кадровый. Под административно-политическим риском следует понимать общее отношение государства к ядерному оружию, которое определяется внешнеполитической обстановкой, международными обязательствами РФ, особенностями военной доктрины, экономической ситуацией в стране и другими не контролируемыми на местном уровне факторами. Позиция государства в отношении градообразующего предприятия известна - предприятие сохранится, но будет значительно реформировано.
Кадровый риск для деятельности градообразующего предприятия проявляется уже сейчас в части привлечения персонала требуемого уровня компетенции и квалификации, а также в части качества и квалификации менеджмента. В последнее время проблемой для ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" стало удержание на рабочих местах молодых специалистов некоторых специальностей, приезжающих в город после ВУЗов, а с деградацией системы среднего профессионального образования проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров становится все более острой.
Указанные риски являются существенными, а вероятность их реализации высокой.
В настоящее время уровень безработицы в Снежинском городском округе является низким (см. Таблицу 2.1.1).

Таблица 2.1.1

Перечень основных критериев и показателей по занятости

№ п/п
Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
1.
Общая численность зарегистрированных безработных на конец периода (человек)
263
220
146
120
2.
Уровень зарегистрированной безработицы (%)
1,03
0,9
0,61
0,52

На первый взгляд, занятость населения не будет являться фактором риска, осложняющим социально-экономическую ситуацию в городе. Однако в период с 2009 по 2020 годы должно произойти сокращение численности работников градообразующего предприятия оценочно на 2977 чел.
Несмотря на то, что сокращение численности работников градообразующего предприятия предполагается проводить в значительной мере за счет лиц пенсионного возраста и выделения непрофильных производств, подобное развитие событии неизбежно приведет к существенной деградации демографической структуры и экономического положения города Снежинска по следующим причинам:
- значительно вырастет количество неработающих лиц нетрудоспособного возраста, что обеспечит снижение внутригородского спроса на товары и услуги и дополнительную нагрузку на социальные и медицинские службы;
- значительно сократится приток в город не только молодых специалистов, но и просто лиц трудоспособного возраста вследствие общего сокращения (эффект мультипликатора) рабочих мест;
- увеличится отток молодежи и экономически активного населения в связи с неперспективностью города.
И здесь нельзя не остановиться на рисках населения моногорода, к которым можно отнести:
- риски миграции трудовой силы;
- риски снижения качества жизни;
- риски снижения человеческого капитала.
Риски миграции трудовой силы связаны с низким уровнем и качеством предложений на рынке труда моногорода, а также наличием предложений на внешнем по отношению к моногороду рынке труда. В последние 15 лет отчетливо проявилась одна крайне негативная тенденция - выпускники снежинских школ, поступив и окончив лучшие вузы страны (МГУ, МФТИ, МИФИ, СПбГУ, ВШЭ и др.), не возвращаются в родной город. Качество школьного образования в городе Снежинске является одним из лучших в России, о чем свидетельствует массовое поступление выпускников в самые престижные учебные заведения. Поэтому можно с уверенностью говорить о массовой миграции лучшей молодежи города за его пределы. Другой стороной этой проблемы является то, что многие квалифицированные специалисты либо работают в городах Екатеринбург и Челябинск, либо уезжают туда на постоянное место жительства. Естественно, что этому риску подвержена наиболее трудоспособная и квалифицированная часть населения города. Третьим негативным аспектом миграционных процессов является то, что в город в значительных количествах приезжают уроженцы близлежащих населенных пунктов, обладающие менее качественным образованием и более низкими трудовыми навыками по отношению к специалистам, уезжающим из ЗАТО в мегаполисы.
Риски снижения качества жизни и риски снижения человеческого капитала между собой тесно связаны и приобретают особую остроту в связи с предстоящим реформированием градообразующего предприятия. Как уже было отмечено выше, сокращение рабочих мест на градообразующем предприятии неизбежно приведет к снижению внутригородского спроса на товары и услуги, сокращению рабочих мест в экономике города, негативному изменению демографической ситуации.
Все вышеуказанные риски населения являются существенными, а их вероятность высокой.
ГК "Росатом" планирует реформировать градообразующее предприятие по весьма оптимистичному сценарию. Но даже реформирование по оптимистичному сценарию ведет к негативным последствиям для города Снежинска.
Нельзя не отметить и следующее важное обстоятельство. Спецификой ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" является то, что для значительной части персонала за счет работы во вредных условиях пенсионный возраст наступает достаточно рано - для мужчин с 50 лет, для женщин - с 45. Таким образом, в ходе реформирования высвободится значительное количество людей во вполне работоспособном возрасте, являющихся к тому же носителями чувствительной информации в части ядерных технологий. При определенном стечении обстоятельств это можно рассматривать уже не как проблему города Снежинска, а как фактор риска, связанный с международной безопасностью и национальными интересами государства. О потенциальной опасности рисков такого рода говорит очевидный факт из недавнего прошлого: в первой половине 90-х годов прошлого века ведущими странами запада в Москве был создан Международный научно-технический центр - международная организация, ставящая своей цепью обеспечить дополнительной работой (и зарплатой) специалистов ядерно-оружейного комплекса России в сложный период острых социально-экономических реформ. При всей несхожести современного положения дел и ситуации начала 90-х, аналогии очевидны. Разница лишь в том, что тогда необходимо было обеспечить специалистам ядерно-оружейного комплекса приемлемый уровень жизни, а сейчас - весьма высокий.
Очевидно, что сокращение рабочих мест на градообразующем предприятии по основной тематике должно сопровождаться созданием сравнимого количества новых конверсионных рабочих мест, но, к сожалению, этого не происходит. Задействуя все имеющиеся у города на сегодня ресурсы, Снежинск самостоятельно в состоянии создать лишь порядка 100 - 150 новых рабочих мест в год, из которых только половина относится к производственной сфере, а вторая половина - рабочие места в торговле и сфере услуг.
Становится очевидным, что изменить складывающуюся в Снежинске в перспективе неблагоприятную социально-экономическую ситуацию может только реализация нескольких достаточно крупных проектов, направленных на диверсификацию экономики моногорода. Такие проекты могут быть реализованы как иногородними инвесторами, так и при непосредственном участии градообразующего предприятия.
В июне 2009 года администрация Снежинска и ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" разработали совместную программу создания новых рабочих мест в период с 2009 до 2015 года. Данный документ согласован Правительством Челябинской области и генеральным директором ГК "Росатом" С.В. Кириенко. Программа описывает количественное и качественное сокращение персонала ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", а также включает в себя создание и сохранение рабочих мест по трем основным направлениям:
- рабочие места, создаваемые в составе ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" по конверсионным проектам;
- непрофильные виды деятельности, выделяемые из состава ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" в отдельные предприятия;
- гражданские рабочие места, создаваемые на предприятиях Снежинска, без учета ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ".
В настоящее время в городе возможна реализация пяти проектов, краткое описание которых приведено в Таблице 2.1.3. Реализация указанных проектов позволит:
- создать в городе 2300 высококвалифицированных новых рабочих мест;
- улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию в моногороде;
- обеспечить необходимые условия для диверсификации экономики города Снежинска;
- обеспечить региональный и российский рынок необходимой наукоемкой, высокотехнологичной, энергоэффективной продукцией.
Основными сдерживающими факторами в реализации указанных проектов являются ограниченные возможности имеющейся в городе инженерной инфраструктуры.
2.2. Основные трудности привлечения инвестиций в Снежинск
Снежинск - это не просто монопрофильный город с особым режимом въезда-выезда и безопасности. Смысл возникновения и существования Снежинска - это обеспечение функционирования единственного оборонного объекта - ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ".
Именно из этой установки вытекают основные сложности в создании крупного или среднего частного производственного сектора в городе:
- ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" является научной организацией, которая располагает собственным опытным производством и несколькими мелкосерийными заводами, и этого достаточно для выполнения самого широкого круга поставленных научно-прикладных задач. Именно поэтому при строительстве города вся инфраструктура (энергетическая, коммунальная и пр.) создавалась исходя из текущих потребностей градообразующего предприятия, без резервирования для возможного роста объемов производства либо развития иных направлений. Как следствие, в настоящее время в Снежинске практически отсутствуют свободные мощности практически по всем видам энергоресурсов: электричеству, газу, воде, водоотведению.
Например, завод керамогранитной плитки (ООО "ЗКС") был вынужден построить свою собственную автономную систему энергообеспечения и с момента своего запуска (уже более 5 лет) получает электрическую энергию от газогенераторов.
Следующая проблема - низкая пропускная способность или отсутствие сетей для передачи энергетических ресурсов к потребителю. Как уже говорилось выше, город строился для обслуживания градообразующего предприятия, соответственно мощность, пропускная способность и размещение сетей были ориентированы на потребности ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ".
Городские власти и градообразующее предприятие уделяют значительное внимание реконструкции сетей: в 2006 году ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" завершено строительство новой котельной; в 2009 году администрацией города введена в эксплуатацию новая электрическая понижающая подстанция, проведена реконструкция действующих очистных сооружений и окончено проектирование новых очистных сооружений и коллектора. В 2011 году окончено строительство трубопровода для подачи тепла от новой котельной в город и насосно-подкачивающей станции. Но этого недостаточно. Необходимо реконструировать объекты, находящиеся на границе города, через которые осуществляется подача энергетических ресурсов в городские сети. Эти объекты не принадлежат городу.
Например, для обеспечения электрической энергией проектируемого в Снежинске кабельного завода МРСК Урала были выданы технические условия, обязывающие инвестора построить воздушную линию электроснабжения Мраморная - Курчатовская ВЛ 110 кВ длиной около 38 км. Стоимость строительства - около 700 миллионов рублей. Как видно, порядок цифр такой, что инвестор еще подумает, стоит ли развивать бизнес в Снежинске. Помимо этого, согласование и реконструкция энергетических объектов могут занять много времени, за которое у потенциального инвестора могут измениться планы.
Более того, в других ЗАТО, ориентированных в большей степени на промышленное производство, имеются возможности для высвобождения дополнительных энергетических мощностей. Например, при изменении технологии, обновлении и модернизации оборудования, внедрении новых технологий на химических комбинатах Росатома может происходить снижение потребления энергетических ресурсов, которые могут быть направлены на нужды гражданского сектора экономики города. В Снежинске такого не происходит - научная составляющая работы ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" достаточно стабильна, а потребление энергетических ресурсов опытными заводами незначительно (в масштабах города) и не позволяет получить дополнительные мощности для развития частного производственного сектора.
Еще одна серьезная проблема - кадровая. В связи с тем, что Снежинск является научным центром, имеется существенный дефицит специалистов рабочих и производственных специальностей. Говоря о сокращении количества работающих во ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", мы понимаем, что это люди, которые всю свою трудовую жизнь были связаны с научной деятельностью, и они не всегда способны (по разным причинам) работать на производстве.
Таким образом, город Снежинск не может предложить потенциальному инвестору практически ничего, кроме административной поддержки и бесплатного предоставления в пользование земельного участка. Подготовлен перечень промышленных площадок и земельных участков, предназначенных для приоритетного развития. В настоящее время сформирован единый список таких объектов по Челябинской области, в который вошли и объекты Снежинска.
К сожалению, бесплатное получение земельного участка не исключает необходимости затрат на подведение коммуникаций и энергетическое обеспечение создаваемого производства. Потенциальный инвестор всегда будет стоять перед выбором - получить землю бесплатно, но вложить огромные средства в энергообеспечение, на что уйдет значительное время, либо вне Снежинска (например в Екатеринбурге) приобрести участок земли (готовые имущественные объекты), затратив значительные средства, но получив объект, практически готовый к строительству и эксплуатации.
Из всего вышесказанного можно сделать один общий вывод - создание масштабного проекта в Снежинске практически невозможно без существенных капитальных затрат на инфраструктуру. В городе нет свободных лимитов по электричеству, газу, воде и канализации, которые позволили бы создать реальное производство с несколькими тысячами сотрудников.
2.3. Инновационный потенциал Снежинска
Наиболее перспективный путь развития Снежинска - это формирование высокотехнологичной промышленной базы за счет потенциала оборонного комплекса и малого бизнеса, способного коммерциализовать новые разработки и технологии.
К настоящему моменту в Снежинске уже накоплен опыт работы ряда предприятий в области коммерциализации. Есть как успешные, так и не совсем успешные примеры. Анализ снежинского опыта показывает, что:
- предприятия Снежинска, занимающиеся инновациями, как правило, не имеют значительных основных средств, что делает непривлекательным использование венчурного капитала, т.к. в этом случае доля учредителей-инициаторов становится ничтожно малой, и они практически теряют бизнес;
- возможность получения кредита или гранта на инновационную деятельность невелика из-за высоких рисков и длительного срока становления проектов. Практически все средства выделяются на поддержку сферы услуг, торговли, производства пищевой и строительной продукции. То есть инновационное предприятие вынуждено распылять собственные силы и иметь в своей структуре несколько подразделений: одни - чисто инновационные, для ведения разработок; другие - производственные, для обеспечения текущей жизнедеятельности, выживания фирмы.
Для Снежинска развитие малых инновационных фирм является особо актуальным из-за нецелесообразности развития массового производства. В то же время наличие значительного научно-технического потенциала ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", квалифицированного персонала, уникального оборудования, определенной сложившейся культурно-технической среды создают предпосылки для развития малых инновационных фирм.
Будущее Снежинска - в привлечении инвестиций для реализации инновационных, наукоемких проектов в таких, например, сферах, как:
- разработка новых материалов;
- совершенствование информационных технологий и средств связи;
- разработка программных продуктов; изготовление и сервисное обслуживание сложной медицинской техники;
- разработка осветительных приборов на базе сверхъярких светодиодов;
- производство электротехнической продукции и пр.


Таблица 2.1.3

Перечень инвестиционных проектов,
реализуемых в городе Снежинске

№ п/п
Проект (полное название) и его направленность
Инвестор
Отраслевая специализация проекта
Наименование создаваемых объектов
Количество создаваемых рабочих мест
Стоимость проекта, млн. рублей в ценах на 01.01.2010
Годовой объем производства после выхода на проектную мощность, млн. руб./нат. ед
1
2
3
4
5
6
7
8

I. Проекты, финансируемые государственной корпорацией "Росатом"

1.
Создание промышленного производства гетеро-структур для светоизлучающих диодов (СИД): проект инновационный
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", ГК "Росатом"
Энергетика и энергосбережение
Технологический модуль по производству светоизлучающих диодов
150
Всего на период до 2015 года 110 млн. руб.
1248/29 млн. чипов
2.
Создание промышленного производства энергоустановок на твердооксидных топливных элементах (ЭУ на ТОТЭ); проект инновационный
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", ГК "Росатом"
Энергетика и энергосбережение
Инфраструктура опытно-промышленного производства ЭУ на ТОТЭ
450
Всего на период до 2020 года 1183 млн. руб.
2200/1500 шт.
3.
Создание производства изотопов и радиофармпрепаратов для ядерной медицины; проект инновационный
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", ГК "Росатом"
Медицинская промышленность
Инфраструктура промышленного производства радиофармпрепаратов для ядерной медицины
30
Всего на период до 2020 года 280 млн. руб.
108/7500 ед.

II. Проекты, финансируемые частными инвесторами самостоятельно

4.
Создание завода по производству крупных низковольтных электрических машин; проект импортозамещающий
ООО "Снежинский завод специальных электрических машин"
Электротехника
Создание на базе крупного объекта незавершенного строительства промышленного производства электромашин
320
Всего на период до 2017 года 1248 млн. руб.
1243/1000 шт.
5.
Строительство завода по производству электрических кабелей; проект импортозамещающий
ЗАО "Екатеринбургский кабельный завод"
Электроэнергетика
Создание промышленного производства электрических кабелей
1500
Всего на период до 2020 года 2200 млн. руб.
2200 млн. руб.

III. Проекты малого бизнеса, финансируемые самостоятельно и из внебюджетных источников
6.
Создание банно-оздоровительного комплекса
ИП Тишкин А.В.
Сфера услуг
Банно-оздоровительный комплекс
50
20 млн. руб.
-
7.
Создание предприятия автосервиса (2-я очередь строительства).
ИП Коковин А.Ю.
Сфера услуг
Предприятие автосервиса
5
7,8 млн. руб.
-
8.
Запуск в эксплуатацию станции технического обслуживания автомобилей
ИП Савельев Д.К.
Сфера услуг
Станция технического обслуживания автомобилей
5
5 млн. руб.
-
9.
Строительство автомобильной газозаправочной станции
ИП Худжанова Л.Ш.
Сфера услуг
Автомобильная газозаправочная станция
3
6 млн. руб.
-
10.
Строительство магазина непродовольственных товаров
ИП Зарипов А.А.
Розничная торговля
Магазин непродовольственных товаров
20
12 млн. руб.
-
11.
Организация встроенного предприятия торговли (аптечный пункт)
ОАО "Аптека № 1"
Розничная торговля
Аптечный пункт
-
2,44 млн. руб.
-
12.
Организация встроенного предприятия торговли (магазин непродовольственных товаров)
ООО "Развитие"
Розничная торговля
Магазин непродовольственных товаров
3
5 млн. руб.
-

III. СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОНОГОРОДА

Решением Собрания депутатов города Снежинска от 16.12.2009 № 237 утвержден "Генеральный план Снежинского городского округа на период до 2030 года".
3.1. Теплоснабжение
Теплоснабжение потребителей города Снежинска осуществляют одна центральная водогрейная котельная, где в качестве топлива используется природный газ, а также автономные источники - модульные котельные и индивидуальные котлы на газовом топливе.
Головной источник теплоснабжения (котельная - здание 420) имеет следующую тепловую мощность: 420 - 360 Гкал/час.
Транспортировка теплоносителя осуществляется с использованием тепломагистрали 2 Ду = 800 мм от здания 420 до НПС и городской системы теплоснабжения.
Мощность котельной здания 420:
- по водогрейной части - 300 Гкал/час (3 x 100). Также имеется возможность расширения до 400 Гкал/час ориентировочно к 2020 - 2025 гг. за счет установки дополнительного котла;
- по паровой части - 60 Гкал/час (2 x 30). Также имеется возможность расширения до 90 Гкал/час за счет установки дополнительного котла.
3.2. Электроснабжение
Электроснабжение муниципального образования осуществляется от пяти подстанций 110/10 кВ. Все подстанции присоединены шлейфовыми заходами к одноцепной воздушной линии 110 кВ ПС Мраморная - Касли.
Для обеспечения электроэнергией существующих потребителей города и объектов перспективного строительства используются в основном две подстанции: ГПП-5 "Снежинская" и новая подстанция 110/10 кВ ГПП-6 "Курчатовская", имеющая два трансформатора мощностью по 25 МВА. В настоящее время завершается строительство распределительных сетей 10 кВ от ГПП-6 к объектам жилищно-гражданского и производственного назначения в городе, поселках Ближний Береговой и Сокол. Выполнен I этап реконструкции сетей электроснабжения 10 кВ жилого поселка № 2.
Для организации устойчивого и бесперебойного функционирования электроснабжения жилого района "Поселок Сокол" на плановой основе, в дополнение к существующей линии электроснабжения 16-С построена новая линия электроснабжения 10 кВ (№ 404-К) от ГПП-6 "Курчатовская" до указанного района города. Одновременно с этим на территории жилого района построены и готовятся к вводу в эксплуатацию вновь построенные объекты электроснабжения: РТП "Орленок" и две новые модульные трансформаторные подстанции - КТПН № 1/21 и № 2/21.
3.3. Водоснабжение
Хозяйственно-питьевое водоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы города Снежинска и поселка Ближний Береговой осуществляется из открытого источника - озера Синара. Водозаборные сооружения водопровода, расположенные на берегу озера Синара, и очистные сооружения водопровода, расположенные на площадке № 29, обеспечивают подачу воды в количестве до 35 тысяч куб. м/сутки.
Водоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы жилого района "Поселок Сокол" осуществляется из открытого источника - озера Сунгуль. Водозаборные сооружения водопровода, расположенные на берегу озера Сунгуль, и очистные сооружения водопровода, расположенные недалеко от берега озера Силач, обеспечивают подачу воды в количестве 1440 м/сутки.
3.4. Водоотведение
Городская система водоотведения работает с переполнением. Мощности существующих очистных сооружений в городе (по данным ОАО "Трансэнерго") в настоящее время уже недостаточно. Перегрузка очистных сооружений в часы пик достигает 15 %. Для подключения новых объектов города к системе канализования необходимо выполнить реконструкцию существующих либо приступить к строительству новых очистных сооружений.
Существующий самотечный коллектор хозбытовых сточных вод D = 800 мм эксплуатируется с 1957 года, а нормативный срок службы железобетонного трубопровода 20 лет. Транспортировка сточных вод на очистные сооружения осуществляется по одному коллектору, и в случае его выхода из строя городу грозит экологическая катастрофа. Коллектор работает уже с наполнением выше расчетного, а в отдельные часы суток полным сечением, что недопустимо.
Таким образом, необходимо строительство второго главного самотечного коллектора до новых очистных сооружений D = 1000 мм и общей протяженностью L = 4900 м.
В настоящее время завершены проектно-изыскательские работы на строительство коллектора и очистных сооружений.
3.5. Газоснабжение
Снабжение объектов жилищно-гражданского и производственного назначения муниципального образования "Город Снежинск" природным газом осуществляется от газораспределительной станции (ГРС № 2), расположенной на восточной границе муниципального образования с территорией Каслинского района. Полностью газифицированы город Снежинск, жилой район "Поселок Сокол" и поселок Ближний Береговой.
Транспортировка газа осуществляется по газопроводам подземной и надземной прокладки. В муниципальном образовании используется 73,16 км газовых сетей, ГРП - 10 шт., ШРП и ГРУ - 10 шт.
В Снежинском городском округе уровень газификации жилого фонда, подлежащего газификации, по состоянию на конец 2012 года составляет 99,9 %.
3.6. Транспортная система
Общая протяженность улиц и проездов по городу по состоянию на конец 2012 года составила 118 км. Отремонтировано дорог и тротуаров в 2012 году - 38,21 тыс. м.
Длина собственных ж/д путей на конец 2012 года:
- эксплуатационная длина путей 36,2 км;
- развернутая длина путей 52,455 км.
3.7. Риски инфраструктуры
Риски инфраструктуры в городе Снежинске связаны с влиянием следующих двух факторов:
- высокая степень амортизации/износа элементов инфраструктуры;
- права собственности на инфраструктуру.
Высокой степенью амортизации/износа отличаются многие объекты инженерной инфраструктуры, а с водоотведением ситуация является критической (см. п. 3.1 - 3.5).
Риск права собственности на инфраструктуру проявляется в том, что собственником ряда объектов инженерной инфраструктуры является градообразующее предприятие. При этом оно сдает их в аренду ОАО "Трансэнерго" - предприятию, выделенному из состава ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ" и осуществляющему непрофильную для градообразующего предприятия деятельность в сфере ЖКХ и транспорта. С высокой степенью вероятности можно предположить, что в таких условиях и арендатор, и арендодатель бюджетируют затраты на инфраструктуру в минимально допустимом объеме, что неизбежно приведет к деградации объектов инженерной инфраструктуры.
3.8. Необходимые мероприятия по модернизации инфраструктуры
В настоящее время Снежинский городской округ имеет определенный потенциал для развития. Территория городского округа характеризуется:
- наличием развитой промышленной зоны градообразующего предприятия ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ";
- наличием значительных по площади свободных территорий, пригодных для освоения, не занятых под определенный вид использования и представляющих собой леса (преимущественно) и луга;
- благоприятной экологической обстановкой в границах городского округа.
Существенно снижает привлекательность округа отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры для перспективного освоения территорий.
В соответствии с градостроительной концепцией развития Снежинского городского округа для обеспечения диверсификации экономики города Снежинска необходима реализация следующих мероприятий в части совершенствования инженерной инфраструктуры:
3.8.1. Строительство очистных сооружений бытовых сточных вод производительностью 40 тысяч куб. метров в сутки - существующие сооружения устарели, отсутствует резерв пропускной способности. Заключения экспертизы № 74-1-4-0398-10 от 25.05.2010, № 74-1-3-0429-10 от 02.06.2010. Требуемое финансирование - 859 миллионов рублей.
3.8.2. Строительство самотечного канализационного коллектора диаметром 1000 миллиметров к очистным сооружениям бытовых сточных вод - существующий коллектор устарел, отсутствует резерв пропускной способности. Заключения экспертизы № 74-1-4-0220-10 от 26.03.2010, № 74-1-3-0360-10 от 14.05.2010. Требуемое финансирование - 255,31 миллиона рублей.
3.8.3. Проектирование и строительство очистных сооружений бытовых сточных вод, требуемое финансирование 55,79 миллиона рублей.
3.8.4. Проектирование и строительство разгрузочного водовода диаметром 600 мм, требуемое финансирование 46 миллионов рублей.
3.8.5. Проектирование и строительство системы централизованного водоснабжения, требуемое финансирование 55 миллионов рублей.
3.8.6. Проектирование и строительство водоснабжения дер. Ключи, требуемое финансирование 30,8 миллиона рублей.
3.8.7. Проектирование и строительство очистных сооружений ливневых сточных вод, требуемое финансирование 258 миллионов рублей.
3.8.8. Проектирование и строительство коллекторов и насосной перекачивающей станции ливневых сточных вод, требуемое финансирование 104 миллиона рублей.
3.8.9. Магистральные сети микрорайона 16 А (в т.ч. проектно-изыскательские работы). Требуемое финансирование - 230 миллионов рублей.
3.8.10. Проектирование и строительство РТП-23/1 и сетей 10 кВ в мкр. 23, требуемое финансирование 30,9 миллиона рублей.
3.8.11. Реконструкция магистральных сетей теплоснабжения диаметром 400 мм до 19 микрорайона, требуемое финансирование 66,17 миллиона рублей.
Итого по всем мероприятиям 1990,97 миллиона рублей.
Сводные предложения по финансированию мероприятий по развитию инфраструктуры Снежинского городского округа приведены в Таблице 4.4.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммарная стоимость мероприятий по совершенствованию инженерной инфраструктуры города составляет 1517290000 рублей, что существенно ниже планируемого годового объема выпуска продукции в стоимостном выражении, который может быть достигнут при реализации важных для города инвестиционных проектов, равного 5212000000 рублей (см. Таблицу 2.1.3). Следовательно, экономическая целесообразность совершенствования городской инфраструктуры представляется обоснованной.
В то же время реализация указанных в разделе III мероприятий позволит не только создать городе Снежинске новые высокотехнологичные производства, но также существенно улучшит условия проживания граждан города. Возможной станет также реализация других, менее крупных проектов. Таким образом, можно говорить о комплексном, системном подходе к развитию городской инфраструктуры.
Целевые показатели Комплексного инвестиционного плана развития муниципального образования "Город Снежинск" приведены в Таблице 4.1.
Баланс трудовых ресурсов с учетом и без учета реализации Комплексного инвестиционного плана приведены в Таблице 4.2. Динамика высвобождения и создания новых рабочих мест в 2009 - 2020 годах приведена в Таблице 4.3.
Сводные предложения по финансированию инвестиционных проектов и мероприятий по развитию инфраструктуры муниципального образования "Город Снежинск" приведены в Таблице 4.4.
Нельзя не обратить внимание и на следующее важное обстоятельство. В настоящее время ГК "Росатом" принято решение о переносе сроков начала строительства Южно-Уральской АЭС на период после 2015 год. При этом площадка, на которой будет расположена ЮУАЭС, уже определена. Она находится в непосредственной близости от четырех относительно компактно расположенных городов севера Челябинской области с суммарным населением более 200 тысяч жителей - Озерска, Снежинска, Каслей и Верхнего Уфалея.
Строительство ЮУАЭС является мегапроектом, требующим мобилизации как региональных, так и федеральных ресурсов в течение достаточно длительного времени. Очевидно, что строительство и последующая деятельность ЮУАЭС не только решит проблему дефицита электрической энергии в Челябинской области, но и позволит создать необходимые рабочие места, а также решить многие проблемы социально-экономического развития городов Снежинск, Озерск, Касли, Верхний Уфалей на десятилетия вперед.

Таблица 4.1

Целевые показатели
Комплексного инвестиционного плана
развития города Снежинска (на конец соответствующего года)

N
Наименование показателя
Ед. изм.
План
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2020
1
Численность населений МО
чел.
50499
50575
49188
49277
49480
49500
49600
49700
50000
52000
2
Доля работающих на градообразующих предприятиях от численности экономически активного населения МО
%
47,9
47,9
40,8
40,8
38,9
38,50
38,00
37,00
36,50
36
3
Доля работающих на малых предприятиях от численности экономически активного МО
%
12,3
11,4
11,5
11,4
14,0
14,0
14,0
14,0
14,0
14,0
4
Уровень зарегистрированной безработицы в МО
%
0,6
1,03
0,9
0,61
0,52
0,52
0,51
0,51
0,5
0,45
5
Общее количество дополнительно созданных временных рабочих мест в период реализации проектов
чел.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
6
Общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест в период эксплуатации проектов (накопленным итогом)
чел.
0
0
107
227
299
402
552
752
1189
2977
7
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий МО
руб.
19444,9
20637,2
23474,6
30125,8
31945,8
34757
37016
39496
42182
53500
8
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства
млн. руб.
1156,60
1326,80
2136,00
2925,20
3785,6
4096,7
4523,9
4927,2
5349,8
7866
9
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующими предприятиями
млн. руб.
325,8
0 <*>
539,9
824,40
873,00
1040
1353
1650
1946
2639
10
Доля градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства (по чистым видам продукции)
%
84,3
79,3
74,7
75,6
71,4
67,5
60,5
58,6
56
58,6
11
Доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций
%
25,0
29,9
24,1
17,3
12,8
12,0
11
10
10
10
12
Количество малых предприятий в МО
ед.
223
231
231
771
755
755
760
762
765
770
13
Общий объем дополнительных поступлений от проектов в муниципальный бюджет
млн. руб.
0
0
6,4
4,00
5,0
8,4
9,4
11,0
20,0
70,0
14
Объем привлеченных внебюджетных инвестиций
млн. руб.
461,5
573,9
195,6
374,3
184
238,3
650
841,8
450,8
1380
15
Доля собственных доходов бюджета МО в общих доходах МО
млн. руб.
19,27
20,22
30
32,5
37,1
38,5
40,3
42
43
45
N
Дополнительно рекомендуемые показатели











1
Сальдо финансовых потоков МО <**>
млн. руб.










2
Финансовый результат (сальдо прибылей и убытков) организаций МО, не относящихся к субъектам малого предпринимательства
млн. руб.
945,7
775,7
745
805,1
664
700
750
790
845
1060
3
Финансовый результат (сальдо прибылей и убытков) градообразующих предприятий МО
млн. руб.
119,9
120,1
179,8
319,8
165
200
250
300
350
400

--------------------------------
<*> - все объемы перешли в ОАО "Трансэнерго", не являющееся градообразующим предприятием

<**> - Сальдо не составлено, поскольку основная деятельность ГРОП - государственный оборонный заказ

Таблица 4.2

Баланс трудовых ресурсов города Снежинска

N
Наименование показателя
Ед. изм.
факт
план
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2020
1
Численность трудоспособного населения
человек
31329
30991
29321
28865
28865
28900
29000
29100
29200
29350












2
Миграционный прирост (убыль) населения











с КИП
человек
-4
+89
+64
+107
+172
+100
+150
+200
+300
+300
без КИП
человек
+50
+50
+50
+50
+50
3
Численность экономически активного населения











с КИП
человек
25299
24142
23558
23757
24066
24169
24319
24519
24956
26388
без КИП
человек
24066
24066
24066
24066
23710
4
Численность занятого населения в экономике района











с КИП
человек
25153
23879
23338
23611
23946
24049
24199
24399
24836
26268
без КИП
человек
23946
23946
23946
23946
23410
5
Численность работников крупных и средних организаций района всего, в том числе
человек
19819
18939
18343
18346
17983
18030
18156
18332
18744
20064
численность сотрудников градообразующих предприятий
человек
11827
9206
9470
9682
9734
9734
9734
9734
9734
9378
доля работающих на градообразующих предприятиях от численности трудоспособного населения района
%
37,8
29,7
32,3
33,3
33,7
33,7
33,5
33,4
33,3
31,9
доля среднесписочной численности работников градообразующих предприятий к экономически активному населению района
%
46,3
38,5
38,6
39,1
38,9
38,8
38,5
38,2
37,5
34,1
6
Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике района











с КИП
%
18,7
18,2
18,4
18,3
22,5
22,5
22,5
22,5
22,5
22,5
без КИП
%
22,5
22,5
22,5
22,5
22,5
7
Численность безработных граждан











с КИП
человек
146
263
220
146
121
120
120
120
120
120
без КИП
человек
120
120
120
120
300
8
Уровень зарегистрированной безработицы











с КИП
%
0,6
1,03
0,9
0,61
0,52
0,52
0,51
0,51
0,5
0,45
без КИП
%
0,52
0,52
0,52
0,52
0,52

Таблица 4.3

ДИНАМИКА ВЫСВОБОЖДЕНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
В ГОРОДЕ СНЕЖИНСКЕ в 2009 - 2020 ГОДАХ


2009
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014
2015
2016
2017 - 2020 годы
Высвобождение работников в ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ"
2621
-
-
-
-
-
-
-
356
Трудоустройство высвобождаемых работников, в том числе
-
107
120
72
103
150
200
437
1788
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ"
-
-
15
-
-
-
-
140
475
Гражданские инвестиционные импортозамещающие проекты
-
-
-
48
47
126
176
272
1200
Предприятия малого и среднего бизнеса
-
107
105
24
56
24
24
25
113

Таблица 4.4

Предложения по финансированию инвестиционных
проектов Снежинского городского округа

млн. руб.

Наименование исполнителя (программы)
Полное наименование проекта (мероприятия программы)
Наличие ПСД
Сметная стоимость
Создание рабочих мест
Освоено 2009 - 2012 гг.
Финансирование по годам
2013 г. всего
2014 - 2015 гг. всего
2016 - 2020 гг. всего
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Местный бюджет
Внебюдж. средства
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Местный бюджет
Внебюдж. средства
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Местный бюджет
Внебюдж. средства
ГК "РОСАТОМ"
1593,00
630
20,00
0,00
0,00
0,00
0,00
140,00
0,00
0,00
0,00
1433,00
0,00
0,00
0,00
1
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ"
Создание промышленного производства гетероструктур для светоизлучающих диодов (СИД)
да
110,00
150
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
110,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
2
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ"
Создание промышленного производства энергоустановок на твердооксидных топливных элементах (ЭУ на ТОТЭ)
да
1183,00
450
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1183,00
0,00
0,00
0,00
3
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ"
Создание производства изотопов и радиофармпрепаратов для ядерной медицины.
да
300,00
30
20,00
0,00
0,00
0,00
0,00
30,00
0,00
0,00
0,00
250,00
0,00
0,00
0,00
Проекты, не требующие бюджетного финансирования:
3506,24
1906
162,20
0,00
0,00
0,00
171,74
0,00
0,00
0,00
1422,30
0,00
0,00
0,00
1750,00
4
ООО "Снежинский завод специальных электрических машин"
Строительство завода по производству специальных электрических машин в городе Снежинске
да
1248,00
320
118,30
0,00
0,00
0,00
157,40
0,00
0,00
0,00
972,30
0,00
0,00
0,00
0,00
5
ООО "Екатеринбургский кабельный завод"
Строительство завода по производству электрических кабелей
да
2200,00
1500
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
450,00
0,00
0,00
0,00
1750,00
6
ООО "Развитие"
Организация встроенного предприятия торговли (магазин непродовольственных товаров)
да
5,00
3
4,00
0,00
0,00
0,00
1,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
7
ОАО "Аптека № 1"
Организация встроенного предприятия торговли (аптечный пункт)
да
2,44
0
1,40
0,00
0,00
0,00
1,04
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
8
ИП Зарипов А.А.
Строительство магазина непродовольственных товаров
да
12,00
20
8,00
0,00
0,00
0,00
4,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
9
ИП Худжанова Л.Ш.
Строительство автомобильной автозаправочной станции
да
6,00
3
3,00
0,00
0,00
0,00
3,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
10
ИП Савельев Д.К.
Запуск станции технического обслуживания автомобилей
да
5,00
5
5,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
11
ИП Коковин А.Ю.
Создание предприятия автосервиса (2-я очередь строительства)
да
7,80
5
5,50
0,00
0,00
0,00
2,30
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
12
ИП Тишкин А.В.
Создание банно-оздоровительного комплекса
да
20,00
50
17,00
0,00
0,00
0,00
3,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Министерство регионального развития Российской Федерации
2729,48
0
79,33
86,84
0,00
91,11
64,00
402,00
233,00
162,43
64,00
1109,77
333,00
40,00
64,00
ФЦП "Жилище"
1990,97
0
78,45
22,84
0,00
28,11
0,00
338,00
180,00
135,80
0,00
845,77
333,00
29,00
0,00
13
Подготовка инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ", крупных инвестиционных проектов, проектов малого бизнеса, строительства жилья в муниципальном образовании "Город Снежинск"
Строительство очистных сооружений бытовых сточных вод в городе Снежинске производительностью 40 тысяч куб. метров в сутки
да
859,00
0
33,00
0,00
0,00
0,00
0,00
270,00
120,00
0,00
0,00
276,00
160,00
0,00
0,00
14
Строительство самотечного канализационного коллектора диаметром 1000 миллиметров к очистным сооружениям бытовых сточных вод
да
255,31
0
1,54
0,00
0,00
0,00
0,00
60,00
20,00
5,00
0,00
108,77
60,00
0,00
0,00
15
Проектирование и строительство очистных сооружений бытовых сточных вод пос. Сокол
ПИР 2010 г.
55,79
0
0,58
0,00
0,00
27,21
0,00
0,00
20,00
8,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
16
Проектирование и строительство системы централизованного водоснабжения пос. Б. Береговой
ПИР 2012 г.
55,00
0
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
20,00
0,00
0,00
20,00
15,00
0,00
17
Проектирование и строительство разгрузочного водовода диаметром 600 м, длиной 2900 м.
ПИР 2014
46,00
0
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
32,00
14,00
0,00
18
Проектирование и строительство водоснабжения дер. Ключи
ПИР 2010
30,80
0
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
20,00
10,80
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
19
Проектирование и строительство коллекторов и насосной перекачивающей станции ливневых сточных вод
ПИР 2015
258,00
0
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
8,00
0,00
250,00
0,00
0,00
0,00
20
Магистральные сети микрорайон 16 А
да
230,00
0
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
8,00
0,00
50,00
0,00
111,00
61,00
0,00
0,00
21
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Снежинск"
Проектирование и строительство коллекторов и насосной перекачивающей станции ливневых сточных вод
да
104,00
0
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
4,00
0,00
100,00
0,00
0,00
0,00
22
Проектирование и строительство РТП-23/1 и сетей 10 кв в мкр. 23
да
30,90
0
0,00
0,00
0,00
0,90
0,00
0,00
0,00
30,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
23
Реконструкция магистральных сетей теплоснабжения диаметром 400 мм
да
66,17
0
43,33
22,84
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

Фонд содействия и реформирования ЖКХ
717,00
0
0,00
64,00
0,00
60,00
64,00
64,00
53,00
10,00
64,00
264,00
0,00
10,00
64,00
24
Формирование жилищного фонда, предоставляемого по договору найма и социального найма
Жилищное строительство
да
303,00
0
0,00
0,00
0,00
50,00
0,00
0,00
53,00
0,00
0,00
200,00
0,00
0,00
0,00
25
Программа по капитальному ремонту многоквартирных домов
Капитальный ремонт многоквартирных домов
да
414,00
0
0,00
64,00
0,00
10,00
64,00
64,00
0,00
10,00
64,00
64,00
0,00
10,00
64,00
ФЦП "Энергоэффективная экономика"
21,51
0
0,88
0,00
0,00
0,00
3,00
0,00
0,00
0,00
16,63
0,00
0,00
0,00
1,00
0,00
26
Программа "Повышение энергетической эффективности и снижение энергетических затрат в бюджетной сфере муниципального образования "Город Снежинск"
Проведение: - энергетического обследования в соответствие со ст. 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ; - энергосберегающих мероприятий, в т.ч. по результатам энергетических обследований и аудитов, включая утепление подвалов, чердаков, стояков в неотапливаемых помещениях, установка устройств регулирования теплопотребления отопительных приборов и т.п.
нет
4,11
0,00
0,88
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
2,23
0,00
0,00
0,00
1,00
0,00
27
Разработка схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Снежинск" в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения"
нет
3,00
0,00
0,00
0,00
0,00
3,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
28
Внедрение автоматизированной системы сбора информации с приборов учета ТЭР объектов бюджетной сферы (приобретение сервера, программного обеспечения, коммуникационного оборудования, создание канала связи, пуско-наладочные работы)
нет
7,20
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
7,20
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
29
Разработка схемы водоснабжения муниципального образования "Город Снежинск" в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"
нет
7,20
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
7,20
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Министерство экономического развития Российской Федерации
201,33
441,00
84,74
8,46
3,46
6,40
2,51
0,00
5,29
13,70
5,48
0,00
13,24
41,21
16,84
ОЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области"
38,50
291,00
10,64
0,00
2,64
0,88
0,00
0,00
5,29
1,65
0,00
0,00
13,24
4,16
0,00
30
Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Снежинском городском округе" на 2011 - 2013 гг.
Предоставление субсидий на возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства по реализации предпринимательских проектов
не требуется
0,70
2,00
0,70
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
31
Предоставление субсидий на возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам кредитных организаций и договорам займа для реализации предпринимательских проектов
не требуется
1,50
34,00
1,50
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
32
Субсидирование части затрат начинающим субъектам малого предпринимательства
не требуется
6,83
27,00
1,78
0,00
0,33
0,30
0,00
0,00
0,67
0,59
0,00
0,00
1,67
1,49
0,00
33
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений
не требуется
28,73
225,00
6,26
0,00
2,31
0,50
0,00
0,00
4,62
0,99
0,00
0,00
11,57
2,48
0,00
34
Организация и проведение конкурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства
не требуется
0,63
0,00
0,33
0,00
0,00
0,04
0,00
0,00
0,00
0,07
0,00
0,00
0,00
0,19
0,00
35
Организация и проведение семинаров, конференций для малого и среднего предпринимательства, занятых в инновационной сфере
не требуется
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
36
Формирование системы переподготовки и повышения квалификации кадров в инновационной сфере
не требуется
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
37
Субсидирование расходов за участие в зарубежных и российских выставках, форумах
не требуется
0,07
3,00
0,07
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
38
Субсидирование расходов на изготовление выставочной экспозиций
не требуется
0,04
0,00
0,00
0,00
0,00
0,04
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
ОЦП "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области"
103,66
19,00
24,21
0,00
0,00
5,52
2,51
0,00
0,00
12,05
5,48
0,00
0,00
37,05
16,84
39
Программа "Повышение качества государственных муниципальных услуг на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Снежинске"
Содержание МФЦ
да
71,22
19,00
11,04
0,00
0,00
4,78
1,30
0,00
0,00
10,44
2,84
0,00
0,00
32,09
8,73
40
Создание и материально-техническое обеспечение МФЦ
да
32,44
0,00
13,17
0,00
0,00
0,74
1,21
0,00
0,00
1,61
2,64
0,00
0,00
4,96
8,11
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
59,17
131
49,89
8,46
0,82
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
41
Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда
Организация опережающего профессионального обучения; временное трудоустройство работников организаций в случае угрозы массового увольнения, организация общественных работ; организация стажировки выпускников образовательных учреждений; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; оказание адресной поддержки при переезде для работы в другую местность
не требуется
4,97
131
4,77
0,20
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
42
Ведомственная целевая программа социальной защиты населения
Социальные выплаты безработным
не требуется
48,54
0
40,28
8,26
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
43
Активная политика занятости
не требуется
5,66
0
4,84
0,00
0,82
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого

8030,05
2977,00
346,27
95,30
3,46
97,51
238,25
542,00
238,29
176,13
1491,78
2542,77
346,24
81,21
1830,84
Финансирование на 2013 - 2020 гг.:
















Федеральный бюджет
3180,07














Областной бюджет
587,99














Местный бюджет
354,85














Внебюджетные средства
3560,87
















------------------------------------------------------------------