Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Челябинского областного суда от 15.08.2013 по делу N 7-666/2013 <Требование о признании виновным в совершении административного правонарушения по части 2 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения удовлетворено правомерно, поскольку порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу № 7-666/2013

Судья: Бастен И.С.

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр", по жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансер № 5" на постановление судьи Советского районного суда города Челябинска от 20 июня 2013 года,

установил:

постановлением Советского районного суда города Челябинска от 20 июня 2013 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" (далее - ГБУЗ ОПЦ) обратилось в областной суд с жалобой, в которой просит отменить судебное постановление, и прекратить производство по делу, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления судьи. Указывает на то, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 года № 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" допускается в лечебно-профилактических учреждениях помещение для хранения лекарственных средств, ГБУЗ ОПЦ выполняются требования установленные к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения. Указывает, что организовать аптеку в ГБУЗ ОПЦ не представляется возможным в связи с отсутствием площадей. Вопрос о представлении денежных средств и дополнительных площадей Министерством здравоохранения, при взаимодействии с ГБУЗ ОПЦ, решен не был. В связи с этим 17 июня 2013 года был подписан договор на оказание услуг Центрального распределительного склада по приемке, хранению, учту и перевозке лекарственных средств с ОАО "Областной аптечный склад".
Выслушав представителя Управления Росздравнадзора по Челябинской области А., представителя ГБУЗ ОПЦ - Красовскую С.А. проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья областного суда не установил оснований к отмене постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья выполнил указанные требования закона.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административное наказание.
Санкция ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, по которой ГБУЗ ОПЦ привлечено к административной ответственности, в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
В силу положений подпункта 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", фармацевтическая деятельность является лицензируемой. Порядок лицензирования предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 года № 1081 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности". Согласно данному постановлению, в перечень работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включается в том числе: хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п. 19 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года № 747, лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - пятидневной, наркотические лекарственные средства - трехдневной, все остальные десятидневной.
Лицензия на хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения у ГБУЗ ОПЦ отсутствует.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено и материалами дела подтверждается, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" осуществляет закупку лекарственных препаратов в объемах значительно превышающих текущую потребность всего учреждения и хранение лекарственных средств осуществляется в отдельно выделенных помещениях: три помещения для хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий и одно помещение для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, в одном из помещений выделено рабочее место для провизора-специалиста, который осуществляет закупку, приемку и временное хранение лекарственных препаратов, медицинских изделий для обеспечения лечебного процесса, а также осуществляет отпуск лекарственных препаратов в том числе наркотических и психотропных веществ. На момент проверки имелся запас медикаментов, превышающий текущую потребность по отдельным наименованиям в помещениях хранения. Анализ требований накладных показал, что пополнение запасов медикаментов осуществлялось в среднем один раз в месяц, а не 1 раз в 10 дней, что свидетельствует о нарушении требований Инструкции от 2 июня 1987 года № 747.
Установленное судьей районного суда нарушение ГБУЗ ОПЦ требований законодательства о лицензировании, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 29 апреля 2013 года № 7Ф, актом плановой выездной проверки № 114/13 от 29 апреля 2013 года 18М; приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области (Управления Росздравнадзора по Челябинской области) № П74-114/13 от 27 марта 2013 года о проведении плановой выездной проверки ГБУЗ ОПЦ должностной инструкцией старшего провизора общебольничного персонала № 2 от 6 января 2011 года; штатным расписанием медицинского, фармацевтического и прочего персонала ГБУЗ ОПЦ на 1 мая 2013 года.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, при составлении протокола об административном правонарушении представитель ГБУЗ ОПЦ участвовал; права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ представителю ГБУЗ ОПЦ разъяснены. Копия протокола вручена представителю ГБУЗ ОПЦ в установленном законом порядке (л.д. 4 - 8).
Вывод судьи о виновности ГБУЗ ОПЦ в совершении административного правонарушения мотивирован, собранные доказательства получили правильную оценку в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, что нашло отражение в судебном постановлении.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для вывода о виновности ГБУЗ ОПЦ в совершении вмененного ему правонарушения.
Довод заявителя, что принятый 1 ноября 2012 года приказ "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" говорит об аптеке только как о рекомендованном структурном подразделении. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 года № 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" допускается в лечебно-профилактических учреждениях помещение для хранения лекарственных средств, ГБУЗ ОПЦ выполняются требования установленные к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, еженедельно старшим провизором осуществляется выдача лекарственных средств, основан на ином, субъективном понимании заявителем норм права.
Правила хранения лекарственных средств устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, вместе с тем, указанные правила не содержат требований к объему хранимой продукции.
В целях контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747 утверждена "Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".
В соответствии с п. 19 указанной инструкции лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной, наркотические лекарственные средства - 3-дневной, все остальные - 10-дневной.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что ГБУЗ ОПЦ допускало хранение запаса медикаментов более указанных сроков.
В соответствии с положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 хранение лекарственных средств для медицинского применения, отпуск лекарственных средств для медицинского применения не относится к видам медицинской деятельности.
Исходя из изложенного, следует, что осуществляя хранение лекарственных средств для медицинского применения, в сроки превышающие установленные инструкцией, производя отпуск лекарственных средств для медицинского применения ГБУЗ ОПЦ в соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61 "Об обращении лекарственных средств" осуществляя ли фармацевтическую деятельность подлежащую лицензированию.
Доводы апелляционной жалобы, что организовать аптеку в ГБУЗ ОПЦ не представляется возможным в связи с отсутствием площадей. Вопрос о представлении денежных средств и дополнительных площадей Министерством здравоохранения, при взаимодействии с ГБУЗ ОПЦ, решен не был, не могут быть приняты во внимание, так как нарушение правил лицензирования не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности материальных и финансовых ресурсов.
В жалобе указывается на то, что 17 июня 2013 года был подписан договор на оказание услуг Центрального распределительного склада по приемке, хранению, учету и перевозке лекарственных средств с ОАО "Областной аптечный склад". Данный довод не является основанием к отмене постановления должностного лица, судебного решения, поскольку устранение нарушений не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности. Оно в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что судья районного суда полно, всесторонне и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их относимость, допустимость и достоверность. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБУЗ ОПЦ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом вопреки утверждению заявителя, из материалов дела не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность данного вывода.
Доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ГБУЗ ОПЦ в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление судьи Советского районного суда города Челябинска от 20 июня 2013 года оставить без изменения, жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр" - без удовлетворения.

Судья
Е.Н.МАЙОРОВА


------------------------------------------------------------------