Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23.05.2013 по делу N 11-5074/2013 <Об отмене решения Советского районного суда г. Челябинска от 06.03.2013 в части признания недействующим постановления Администрации города Челябинска от 10.10.2012 N 223-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска">



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу № 11-5074/2013

Судья: Хорошевская М.В.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Кучина М.И., Майоровой Е.Н.,
при секретаре Шагеевой О.В.
23 мая 2013 года в открытом судебном заседании в г. Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Челябинска, апелляционному представлению прокурора г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 6 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Администрации г. Челябинска Артемова Е.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Челябинска в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления администрации города Челябинска от 10.10.2012 года № 223-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципального услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска", возложении на администрацию г. Челябинска обязанности отменить указанное постановление.
В судебном заседании помощник прокурора г. Челябинска Иванова Я.Ю. на удовлетворении заявления настаивала представитель Администрации г. Челябинска Артемов Е.Г. с требованиями прокурора не согласился.
Суд вынес решение, которым требования прокурора г. Челябинска удовлетворил частично, признал постановление Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска" противоречащим федеральному закону и не действующим полностью со дня его официального опубликования. В удовлетворении требования о возложении на администрацию города Челябинска обязанности отменить указанное постановление отказано.
В апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит решение суда отменить, как не основанное на законе, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Указывает, что Федеральный закон "О защите прав потребителей" не содержит нормы, указывающей, что информация, планируемая к предоставлению в качестве муниципальной услуги, предоставляется только лицами, проводящими соответствующие мероприятия, и не может предоставляться организатором такого мероприятия. Реализация конституционного права на участие в культурной жизни, доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ) решением суда ставится в зависимость от наличия у человека свободного доступа в интернет. Наиболее незащищенные социальные слои населения (пенсионеры, малоимущие) фактически утрачивают право на участие в культурной жизни. Аналогичные административные регламенты действуют в муниципальных образованиях Челябинской области и за ее пределами.
В апелляционном представлении прокурор г. Челябинска просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении на администрацию города Челябинска обязанности отменить постановление, принять по делу в этой части новое решение. Полагает, что исполнение решения суда о признании нормативно-правового акта не соответствующим законодательству и недействующим, как правило, возможно в виде его отмены правотворческим органом. Вопрос о возложении на орган местного самоуправления обязанности по отмене правового акта либо обязанности опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации судом не разрешен.
В заседание суда представитель прокуратуры, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя Администрации г. Челябинска, изучив доводы апелляционных жалобы и представления, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения требований прокурора подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Постановлением Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска".
Указанное постановление, являющееся нормативным правовым актом, опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 17 октября 2012 г. № 82.
Понятие "муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления", дано в ст. 2 Федерального закона "О предоставлении государственных и муниципальных услуг" № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Частью 2 статьи 44 Конституции РФ закреплено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 17 пункта 1 статьи 9 Устава города Челябинска.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о признании постановления Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска" противоречащим федеральному закону и полностью недействующим, суд первой инстанции посчитал, что соответствующее информирование населения не относится к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем предоставление указанной информации в качестве муниципальной услуги является недопустимым, а ее финансирование за счет средств местного бюджета может быть расценено как нецелевое расходование бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласиться не может, поскольку создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры включает в себя в том числе и предоставление жителям данного городского округа информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, времени и месте культурно-массовых мероприятий, организаторами которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. Такая информация является необходимой для посещения этих театральных представлений, киносеансов, участия в указанных мероприятиях.
Таким образом, данный вопрос отнесен к вопросам местного значения городского округа, а издание муниципального правового акта по его урегулированию в силу п. 17 ч. 1 ст. 16 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года отнесено к компетенции органа местного самоуправления городского округа.
Положениям п. 17 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, пп. 17 п. 1 ст. 9 Устава города Челябинска оспариваемое постановление Администрации города Челябинска № 223-п от 10 октября 2012 г. не противоречит.
Возможность получения в сети Интернет информации о времени и месте культурно-массовых мероприятий не свидетельствует о том, что этот способ информирования является достаточным и охватывает все слои населения, заинтересованные в этих услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры либо организуемых Администрацией города Челябинска.
Вывод о коррупциогенности постановления Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска", о возможности нецелевого расходования посредством этого постановления бюджетных средств, судом первой инстанции не мотивирован, на каких-либо объективных данных не основан.
Вынесенное судом первой инстанции решение в части признания постановления Администрации города Челябинска № 223-п от 10 октября 2012 г. противоречащим федеральному закону и не действующим полностью со дня его официального опубликования не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. В соответствии с положениями п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе прокурору города Челябинска в удовлетворении указанных требований.
В связи с вышеизложенным решение суда в части отказа в удовлетворении требования прокурора г. Челябинска о возложении на администрацию города Челябинска обязанности отменить оспариваемое постановление по существу является верным. В силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ основания к отмене решения суда в этой части по доводам апелляционного представления прокурора отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Челябинска от 6 марта 2013 года в части признания постановления Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска" противоречащим федеральному закону и недействующим полностью со дня его официального опубликования отменить, принять по делу в этой части новое решение об отказе прокурору города Челябинска в удовлетворении указанных требований.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:


------------------------------------------------------------------