Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2013 по делу N А76-2069/2013 <Требование о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка удовлетворено, поскольку автостоянка не является торговым объектом, не доказано, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, сформирован и поставлен на кадастровый учет>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу № А76-2069/2013

Судья Арбитражного суда Челябинской области Бастен Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" к Администрации г. Челябинска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Управления по торговле и услугам администрации г. Челябинска о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, при участии в заседании от заявителя: Л. представителя по доверенности от 20.06.2012; от ответчика: А. представителя по доверенности от 12.03.2012 № 05-216.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации, к Администрации г. Челябинска (далее по тексту ответчик, Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка выраженного в письме от 21.11.2012 № 024-5/2523, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязании в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В в аренду, обязании в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В в аренду заключить договор аренды земельного участка (л.д. 3 - 6, 60 - 63).
Определением суда от 25.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Управление по торговле и услугам администрации г. Челябинска (л.д. 45 - 47).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в заседании заявленные требования не признал. В материалы дела представлен отзыв (л.д. 64 - 65).
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены с соблюдением требований ст. ст. 121 - 123 АПК РФ, а потому в силу ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Материалами дела установлено, общество 08.11.2012 обратилось на имя Главы Администрации г. Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду для размещения временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В согласно прилагаемой схеме. С заявлением представлены характеристика объекта, схема участка, анкета застройщика (л.д. 12).
Ответчик письмом от 21.11.2012 № 024-5/2523 сообщил заявителю о том, что постановлением Администрации г. Челябинска от 13.01.2012 № 2-п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска. включение места размещения в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по результатам рассмотрения заявления уполномоченной комиссией при Администрации г. Челябинска. для этого обществу необходимо в установленном порядке подать заявление по этому вопросу на имя Главы Администрации г. Челябинск. Вопрос о предоставлении земельного участка по указанному адресу может быть рассмотрен при вынесении комиссией положительного решения о включении его в утвержденную схему (л.д. 16).
Посчитав оспариваемое решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК Российской Федерации граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 5, 6 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 № 3/10 утвержден "Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 4 Порядка, данный порядок регулирует предоставление земельных участков для размещения и эксплуатации в том числе автомобильных стоянок.
Согласно п. 6 Порядка размещение и эксплуатация платных парковок, предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством и предпринимательской деятельностью, осуществляются в соответствии с отдельными правовыми актами Челябинской городской Думы.
Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что автомобильная стоянка (автостоянка) - это нестационарный объект в виде специально оборудованного плоскостного сооружения, ограниченного для общего пользования, предназначенного для стоянки и организованного хранения транспортных средств.
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска или должностного лица Администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города Челябинска. Заявление о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта либо о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта подается на имя Главы Администрации города Челябинска и регистрируется в установленном порядке (п. 19, 21 Порядка).
Согласно п. 23 Порядка, к заявлению прилагаются: 1) анкета претендента; 2) свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); 3) свидетельство о постановке на налоговый учет (для юридических лиц); 4) информационное письмо об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России или выписка из него (для юридических лиц); 5) документы, подтверждающие полномочия заявителя (заказчика и (или) его представителя), - для юридических лиц; 6) документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт, временное удостоверение личности), - для физических лиц; 7) типовой эскизный проект временного нестационарного объекта и элементов благоустройства, разработанный и утвержденный Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ).
В течение 5 дней после подачи заявки комиссия при Администрации города рассматривает документы, предоставленные заявителем на предмет соответствия документам, указанным в пункте 23 настоящего Порядка (п. 25 Порядка).
По результатам рассмотрения заявки комиссия выносит рекомендации о размещении (установке) временного объекта либо об отказе в его размещении (установке), которые направляются в Администрацию города Челябинска города или должностному лицу Администрации города, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города для принятия решения (п. 27 Порядка).
В случае принятия Администрацией города или должностным лицом Администрации города, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, положительного решения о размещении (установке) временного объекта Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска передает документы, предусмотренные пунктом 23 настоящего Порядка, в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), который в течение 5 дней после принятия соответствующего положительного решения публикует информацию о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта (п. 28 Порядка).
На следующий день после принятия Администрацией города или должностным лицом Администрации города, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, положительного решения о размещении (установке) временного нестационарного объекта Администрация города направляет копию заявления и второй комплект приложенных к нему документов в ГУАиГ, которое в течение 20 дней с учетом зонирования территорий подготавливает и направляет для утверждения в Администрацию города или должностному лицу Администрации города, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 29 Порядка).
По истечении 20 дней с момента опубликования информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного объекта, Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска письменно уведомляет Администрацию города или должностное лицо Администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, утверждающих схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о наличии или отсутствии иных заявок на размещение временного объекта на данном земельном участке (п. 30 Порядка).
В случае если в течение 20 дней после опубликования сообщения о планируемом предоставлении земельного участка для размещения временного нестационарного объекта поступят заявки иных лиц на данный земельный участок, предоставление земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды данного земельного участка.
В случае если после соответствующей публикации в средствах массовой информации о планируемом предоставлении земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта в течение 20 дней новые заявки на данный участок от иных лиц не поступят, Администрация города Челябинска или должностное лицо Администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города Челябинска, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, направляет ее в течение 5 дней в ГУАиГ (п. 31 Порядка).
Заявитель после получения утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 32 Порядка).
Как установлено материалами дела, общество обратилось на имя Главы Администрации г. Челябинска с заявлением от 08.11.2012 о предоставлении в аренду для размещения временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В согласно прилагаемой схеме.
Данное заявление представлено в порядке п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 21 Порядка.
Между тем, Администрацией фактически отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на необходимость включения данного земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данный отказ изложен в письме от 21.11.2012 № 024-5/2523.
Суд полагает, что ссылка ответчика на необходимость включения земельного участка, необходимого для размещения автомобильной стоянки, в схему размещения нестационарных торговых объектов противоречит, как нормам Земельного кодекса Российской Федерации, так и положениям указанного Порядка.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено включение испрашиваемых земельных участков для целей, не связанных со строительством в какие-либо схемы утверждаемые органом местного самоуправления.
Как следует из п. 16 Порядка, автомобильная стоянка (автостоянка) - не является нестационарным торговым объектом, а является нестационарным объектом в виде специально оборудованного плоскостного сооружения, ограниченного для общего пользования, предназначенного для стоянки и организованного хранения транспортных средств.
При этом, согласно п. 5 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается Администрацией города.
Таким образом, в указанную схему включаются лишь торговые объекты, которыми являются здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Более того, п. 6 Порядка прямо предусмотрено, что размещение и эксплуатация платных парковок, предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством и предпринимательской деятельностью, осуществляются в соответствии с отдельными правовыми актами Челябинской городской Думы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком неправомерно отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на необходимость включения данного земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данный отказ, изложенный в письме от 21.11.2012 № 024-5/2523 подлежит признанию недействительным, а заявленные требования следует удовлетворить.
Кроме того, невключение объекта в схему расположения нестационарных торговых объектов само по себе, при отсутствии иных, установленных нормативными правовыми актами оснований, не является достаточным для целей принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Единственным основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772). Доказательств наличия такого основания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия иных препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка материалы дела также не содержат и ответчиком таковых не представлено.
Включение либо отказ во включении предполагаемых к размещению временных нестационарных торговых объектов в указанную схему не затрагивают прав и охраняемых законом интересов лица, претендующего на предоставление земельного участка (участков) в аренду.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способов восстановления нарушенных прав, заявитель просит суд обязать Администрацию утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязать в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В в аренду, обязать в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В в аренду заключить договор аренды земельного участка.
Между тем, суд самостоятельно определяет способ восстановления нарушенных прав заявителя являющийся правильным, по мнению суда, при рассмотрении каждого конкретного дела.
Как предусмотрено п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Как указано ранее, на территории г. Челябинска действует утвержденный Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 № 3/10 "Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска", которым подробно установлена процедура и критерии предоставления земельных участков, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Учитывая, положения п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 21, 25, 27, 28 Порядка в их взаимосвязи, суд считает возможным обязать Администрацию, в пятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу, принять положительное решение о размещении (установке) обществом с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В согласно схеме, представленной обществом с заявлением от 08.11.2012.
Последующие действия Администрации, напрямую связаны с результатами публикации информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта, а именно наличием, либо отсутствием заявок иных лиц на данный земельный участок.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением от 07.02.2013 № 4 (л.д. 8).
Учитывая удовлетворение заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 176, 181, 200, 201 АПК Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" требования удовлетворить.
Признать недействительным, как противоречащий нормам действующего законодательства отказ Администрации г. Челябинска в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного объекта - автомобильная стоянка, по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В, изложенный в письме от 21.11.2012 № 024-5/2523.
Обязать Администрацию г. Челябинска, в пятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу, принять положительное решение о размещении (установке) обществом с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу г. Челябинск, ул. Солнечная, 6В согласно схеме, представленной обществом с заявлением от 08.11.2012.
Взыскать с Администрации г. Челябинска, основной государственный регистрационный номер 1027402920225, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл", основной государственный регистрационный номер 1097453003328, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб., понесенные заявителем при обращении в арбитражный суд платежным поручением от 07.02.2013 № 4.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья:
Д.А.БАСТЕН


------------------------------------------------------------------