Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 19.03.2013 N 267 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Защита от негативного воздействия вод" на 2013 - 2015 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. № 267

Об утверждении муниципальной целевой Программы
"Защита от негативного воздействия вод" на 2013 - 2015 годы

В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 30.10.2012 № 601-П "Об областной целевой Программе "Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области на 2013 - 2015 годы" и постановлением Собрания депутатов Катав-Ивановского муниципального района от 16.11.2005 № 94 "Об утверждении "Положения об организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории Катав-Ивановского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Администрация Катав-Ивановского муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую Программу "Защита от негативного воздействия вод" на 2013 - 2015 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Катав-Ивановского муниципального района Харрасова В.Р.

Глава Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
Е.Ю.КИРШИН





Утверждена
постановлением
администрации
Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
от 19 марта 2013 г. № 267

Муниципальная целевая программа
"Защита от негативного воздействия вод" на 2013 - 2015 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование целевой программы
Муниципальная целевая программа "Защита от негативного воздействия вод на период 2013 - 2015 годы (далее именуется - Программа)
Заказчик Программы
Администрация Катав-Ивановского муниципального района
Основные разработчики Программы
Отдел по ГО и ЧС и отдел архитектуры и градостроительства Администрации Катав-Ивановского муниципального района
Исполнители мероприятий Программы
Управление строительства и инженерного обеспечения Администрации Катав-Ивановского муниципального района, администрация Юрюзанского городского поселения
Цель Программы
Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от подтоплений и иного негативного воздействия вод
Задачи Программы
Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Развитие мониторинга водных объектов
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях.
Доля населения, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод.
Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления.
Количество водных объектов, на которых организован ежегодный мониторинг состояния берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов
Сроки и этапы Программы
2013 - 2015 годы реализации
Перечень программных мероприятий
Мероприятия по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Мероприятия по мониторингу водных объектов
Объемы и источники финансирования Программы
Объем финансирования Программы в 2013 - 2015 годах составляет: 13863,0 тыс. руб., в том числе: 13080,0 тыс. руб. - средства областного бюджета, 764,0 тыс. руб. - средства местных бюджетов, 19,0 тыс. руб. - средства организаций
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод.
Повышение защищенности населения и объектов экономики от подтоплений и другого негативного воздействия вод.
Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления.
Ведение мониторинга состояния берегов, состояния и режима использования водоохранных зон водных объектов ежегодно на 3 водных объектах

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1.1. Катав-Ивановский муниципальный район расположен на западе Челябинской области в горнозаводской зоне, вследствие чего речная сеть уникальна: реки текут здесь преимущественно своими верховьями, поэтому они очень небольших размеров и очень маловодны.
Реки района мелководные, относятся к типу рек с четко выраженным весенним половодьем, летне-осенним дождевым паводком и длительной устойчивой зимней меженью. Водный режим рек непостоянный и полностью зависит от количества выпадающих атмосферных осадков. Максимальные расходы наблюдаются в апреле - начале июня. Наиболее крупными являются Юрюзань (протяженность по району более 80 км), Катав (протяженность - около 70 км), Сим (протяженность - 36 км). Период ледостава на них составляет 140 - 155 дней, на водохранилищах еще больше.
Кроме этого, по г. Катав-Ивановску протекают ручьи Малиновый ключ, Катавский, Бердяш, Дальний, которые весной влияют на ухудшение паводковой ситуации и при неблагоприятных климатических условиях могут вызвать подтопление частных домовладений в различных частях города (всего около 100 домовладений).
Большая часть рек имеет характер типичных горных потоков с быстрым течением. На долю снежного покрова приходится 50 - 70 процентов годового стока этих рек. Горная местность определяет быстрый приток воды в реки после таяния снега и особенно после выпадения обильных осадков. Для этих рек характерны дождевые паводки, максимальный сток которых в отдельные годы равен или даже превышает максимальный сток в период весеннего половодья.
Для всех рек характерны высокое весеннее половодье и низкий сток в остальное время года. Весеннее половодье начинается в первой декаде апреля.
В теплые весны даже при незначительном запасе воды в снеге подъем уровня воды бывает высоким, а половодье непродолжительным. В ранние весны, которые, как правило, оказываются затяжными, половодье затягивается до середины мая.
На реках помимо весеннего половодья резкое увеличение водности происходит в период дождевых паводков. Они повторяются за летний период до 2 - 3 раз и более. Подъем уровня воды при паводках может быть выше уровня весеннего половодья.
Летом поступление воды с водосборной площади резко сокращается и реки переходят в основном на подземное питание. Наиболее маловодными бывают август и сентябрь.
1.2. В районе расположены три водохранилища: в г. Катав-Ивановске на р. Катав, в г. Юрюзани на р. Юрюзань и возле с. Верх-Катавка на притоке р. Катав ручье Янякин ключ. На них построены гидротехнические сооружения (ГТС), два из которых (на р. Катав и р. Юрюзань) признаны работоспособными, а ГТС на р. Янякин ключ - неработоспособным.
В 2012 г. закончен капитальный ремонт на гидротехнических сооружениях в г. г. Катав-Ивановске и Юрюзани.
1.3. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации к негативному воздействию вод относятся процессы затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.
Причины затопления территорий могут быть различны, но главные из них - это подъем уровней рек в периоды весеннего половодья и летне-осенних паводков. Высокая зарегулированность стока рек создает опасность неконтролируемого сброса воды из водохранилищ в эти периоды и резкого подъема уровня воды в реках ниже по течению. Опасность для близко расположенных к водному объекту строений могут представлять процессы разрушения берегов рек, которые резко усиливаются в период половодья и паводков, а также в результате изменений русел рек из-за наносов после строительства мостов и других объектов вблизи реки.
Эти процессы представляют реальную опасность для прибрежных территорий. Прилегающие к водным объектам территории, в том числе зоны возможного затопления и подтопления, представляют наибольший интерес для размещения жилья и объектов экономики в условиях дефицита удобных для застройки земель. Индивидуальное строительство традиционно осуществляется практически вплотную к водным объектам. Наиболее интенсивное освоение территорий, подверженных затоплению, происходит преимущественно в маловодные периоды, когда уровень водных объектов и максимальные уровни половодья и паводков снижаются по естественным причинам и обширные территории остаются незатопленными в течение длительного периода времени.
Географические характеристики и климатические условия на территории Катав-Ивановского муниципального района, названные выше, расположение населенных пунктов, объектов инфраструктуры и экономики обусловили подтопление как наиболее опасный из всех видов негативного воздействия вод на территории муниципального района.
Регулярно в зоне возможного подтопления оказываются прибрежные территории городов Катав-Ивановска и Юрюзани и с. Орловка. Серьезное затопление произошло в 2002 году в результате подъема уровня воды в реках Юрюзань и Катав, ручьях Малиновый ключ, Бердяш, Дальний, и, как следствие неконтролируемого сброса воды из водохранилищ: затопленными оказались более 300 домов в Юрюзани, Катав-Ивановске и с. Орловке.
В 2006 году вышедшая из берегов река Юрюзань повредила два мостовых перехода, подмыла несколько бетонных опор электрических сетей.
Общая численность населения муниципального района, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, составляет около 1000 человек.
Из-за преобладания небольших рек, климатических особенностей региона, других географических параметров конкретных территорий опасные гидрологические явления в Катав-Ивановском муниципальном районе не приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций регионального или межмуниципального характера, возникающие в результате негативного воздействия вод чрезвычайные ситуации имеют, как правило, локальный характер. Организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
1.4. Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является неотъемлемой частью государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов. Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития муниципального района и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Выполнение мероприятий по защите населения, объектов экономики и инфраструктуры от негативного воздействия вод направлено на снижение интенсивности, масштабов распространения и продолжительности таких процессов, как изменение, зарастание русел рек и их промерзание в малоснежные годы, нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, образование ледовых заторов, повышение уровня грунтовых вод и других негативных процессов, влекущих негативное воздействие вод на объекты экономики и инфраструктуры.
Заблаговременное выполнение этих мероприятий обеспечивает предупреждение или максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут сложиться в результате развития опасных гидрологических процессов и повлечь за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, человеческие жертвы.
Положениями статьи 2 Закона Челябинской области от 28.08.2008 № 292-ЗО "О регулировании водных отношений в Челябинской области" предусмотрена возможность финансирования за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период дополнительных расходов, необходимых для исполнения переданных органам государственной власти Челябинской области полномочий Российской Федерации в сфере регулирования водных отношений, в том числе для осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
1.5. Координацию действий планируется обеспечить за счет организации выполнения в рамках Программы приоритетных мероприятий по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и организации государственного мониторинга водных объектов в соответствии с полномочиями Челябинской области и органов местного самоуправления Катав-Ивановского муниципального района.
Ежегодное уточнение приоритетных мероприятий Программы планируется осуществлять на основе специально разработанных критериев отбора мероприятий для получения субсидий от Правительства Челябинской области на выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
1.6. Областная целевая Программа "Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области на период 2012 - 2015 годы" подразумевает механизм софинансирования мероприятий по защите от негативного воздействия вод.
Механизм софинансирования заключается в предоставлении органам местного самоуправления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий аналогичных областной целевой программе, реализуемых за счет средств местных бюджетов, расходы на которые включены в такие программы.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на достижение следующих целей:
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от подтоплений и иного негативного воздействия вод.
Задачами Программы являются:
- обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
- развитие государственного мониторинга водных объектов.

Раздел III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в период 2013 - 2015 годов.

Раздел IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.1. В Программу включены мероприятия по следующим направлениям:
1) обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, включающее выполнение мероприятий и строительство сооружений инженерной защиты противопаводкового назначения;
2) государственный мониторинг водных объектов.
Перечень мероприятий Программы с указанием сроков реализации, источников и объема финансирования мероприятий Программы представлен в приложении 1 к Программе.

Объемы и источники
финансирования мероприятий Программы

№ п/п
Название направления Программы
Объемы финансирования, тыс. рублей
всего
в том числе по источникам
областной бюджет
местный бюджет
средства организаций

Всего по Программе
13863,0
13080,0
764,0
19,0
1
Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод
13863,0
13080,0
764,0
19,0
2
Мониторинг водных объектов
Без финансирования

4.2. Ежегодное выделение средств из областного бюджета корректируется с учетом предусмотренных ассигнований для Катав-Ивановского муниципального района по ОЦП.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке в пределах средств, предусмотренных в Законе.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется в пределах средств, предусмотренных в Законе, и доведенных лимитов бюджетных обязательств.


Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Заказчиком-координатором Программы является отдел по ГО и ЧС Администрации Катав-Ивановского муниципального района.
6.2. Заказчик-координатор Программы:
1) осуществляет ведение полугодовой отчетности по реализации Программы;
2) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, затрат на программные мероприятия, а также по механизму реализации Программы;
3) осуществляет взаимодействие с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области;
4) направляет ежегодно в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области предложения по включению в Областную целевую программу на следующий финансовый год мероприятий по защите от негативного воздействия вод объектов, расположенных на территории Катав-Ивановского муниципального района;
5) представляет ежегодно обосновывающие материалы по мероприятиям Программы на защиту бюджетных проектировок в Федеральное агентство водных ресурсов;
6) подготавливает ежегодно в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
6.3. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Программы является Управление строительства и инженерного обеспечения Администрации Катав-Ивановского муниципального района.
6.4. Исполнителями программных мероприятий являются администрации городских поселений и муниципального района (далее исполнители).
Исполнители представляют в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области отчет о реализации мероприятий Программы в части закрепленных за ними мероприятий.
Исполнители несут ответственность за непредставление, несвоевременное представление и представление не в полном объеме отчетов о ходе реализации Программы в части закрепленных за ними мероприятий.
6.5. Мероприятия Программы по направлениям "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" и "Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" осуществляются путем предоставления субсидий из областного бюджета районному бюджету на основании договоров, заключаемых в установленном порядке главными распорядителями средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, с Администрацией Катав-Ивановского муниципального района.

Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7.1. В результате реализации Программы к 2015 году ожидается следующий экологический и социально-экономический эффект:
1) повышение защищенности населения и объектов экономики от подтоплений и другого негативного воздействия вод;
2) ведение мониторинга состояния берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов на не менее чем 3 водных объектах ежегодно.





Приложение № 1
к Программе

Основные мероприятия Программы
и объемы их финансирования

№ п/п
Наименование мероприятий
Источники финансирования
Финансовые затраты, тыс. рублей
Ожидаемый результат
всего
в том числе
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1
Дноуглубление, спрямление русла, укрепление берегов ручья Малиновый ключ в городе Катав-Ивановск

844,0
844,0


предотвращение подтопления жилых домов
ОБ
790,0



МБ
54,0



2
Увеличение пропускной способности водопропускных сооружений ручья Бердяш в городе Катав-Ивановск

630,0

630,0

предотвращение подтопления 145 частных домовладений
ОБ
600,0



МБ
30,0



3
Укрепление берега реки Юрюзань вдоль автодороги на загородный лагерь "Золотой родник", в том числе проектные работы

8000,0

3000,0
5000,0
предотвращение разрушения автодороги на левом берегу реки Юрюзань
ОБ
7600,0



МБ
400,0



4
Берегоукрепление реки Нила вдоль автодороги на насосную станцию водозабора Южный в городе Катав-Ивановск

450,0


450,0
предотвращение подмыва берега вдоль автодороги
ОБ
400,0



МБ
50,0



5
Восстановление водоотводящего канала притока ручья Казанский в районе автодороги от улицы Юрюзанской до территории ЗАО "Катавский цемент"

500,0


500,0
предотвращение размыва берегов ручья Казанский ключ, защита автодороги
ОБ
450,0



МБ
50,0



6
Укрепление защитной дамбы между рекой Юрюзань и очистными сооружениями в городе Юрюзань

1300,0


1300,0
предотвращение разрушения защитной дамбы и затопления опор ЛЭП 110 киловольт
ОБ
1200,0



МБ
70,0



СО
30,0



7
Берегоукрепление, расчистка и дноуглубление реки Симбаш в селе Карауловка Серпиевского сельского поселения

1630,0

1630,0

предотвращение размыва берегов р. Симбаш и подтопления 20 домовладений
ОБ
1550,0



МБ
80,0



8
Устройство защитной дамбы скважин Сильгинского водозабора в городе Юрюзань

509,0
509,0


предотвращение затопления скважины питьевой воды и трансформаторной подстанции 6/0,4 киловольт
ОБ
490,0



СО
19,0




Примечание: ОБ - областной бюджет, МБ - местный бюджет, СО - средства организаций


------------------------------------------------------------------