Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2013 по делу N А76-16717/2013 <О признании недействующим решения Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 26.03.2013 N 125 "Об установлении коэффициента для начисления арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам Филимоновского сельского поселения">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу № А76-16717/2013

Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 11.11.2013 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Костылева И.В., судей Бастена Д.А., Мрез И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Главы Крестьянского (Фермерского) хозяйства Шаманина Н.П.,
к Совету депутатов Филимоновского сельского поселения,
о признании недействующим решения Совета Депутатов Филимоновского сельского поселения от 26.03.2013 № 125
при участии Прокурора Челябинской области
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Филимоновского сельского поселения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бесчаскиной Т.П. - представителя по доверенности от 23.07.2013, паспорт.
от ответчика: не явился, извещен.
от третьего лица: Козарян Е.И. - представителя оп доверенности от 15.10.2012, паспорт.
от Прокурора Челябинской области: Кашаповой Р.М. - Служебное удостоверение.

установил:

индивидуальный предприниматель Глава Крестьянского (Фермерского) хозяйства Шаманин Н.П. (далее по тексту - Заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Совету депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о признании недействующим решения Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 26.03.2013 г. № 125 "Об установлении коэффициента для начисления арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам Филимоновского сельского поселения".
Заявитель представил письменное уточнение оснований заявленных требований (л.д. 39), указывает, что оспариваемое решение не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582.
Судом принято уточнение оснований заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает, что решением Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 26.03.2013 г. № 125 установлены коэффициенты от кадастровой стоимости земельного участка, в целях определения размера арендной платы, с превышением ставок арендной платы, установленной для земель, находящихся в федеральной собственности.
Ответчик с требованиями Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 25 - 27).
Ответчик указывает, что арендаторы земельных участков, при аренде свыше 5 гектар, продают населению деревень продукцию по завышенным ценам, пользуются субсидиями из федерального и областного бюджетов, в связи с чем коэффициенты для определения размера арендной платы являются экономически обоснованными.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Филимоновского сельского поселения.
Представитель Администрации сельского поселения полагает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным Ответчиком.
Прокурор Челябинской области полагает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 46 - 49).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:23:1002004:168, площадью 400000 кв. м, расположенном по адресу: Чебаркульский район, с. Филимоново, участок № 7 (л.д. 13).
Арендодателем земельного участка выступает Администрация Филимоновского сельского поселения.
Советом депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области было принято решение от 26.03.2013 г. № 125 "Об установлении коэффициента для начисления арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам Филимоновского сельского поселения" (л.д. 8).
В данном решении указано: "Установить коэффициент для начисления арендной платы для физических лиц, арендуемых земельный участок до 5 га в размере 0,8 % от кадастровой стоимости, свыше 5 га устанавливается коэффициент в размере 2 %, для юридических лиц - 2 % от кадастровой стоимости земельного участка".
Заявитель указывает, что в оспариваемом решении предусмотрен размер арендной платы более чем в три раза превышающий, по сравнению с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Полномочия органов местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2002 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", из ст. 7 которого следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы).
Одним из Основных принципов является "Принцип экономической обоснованности", в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11 указано следующее:
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
В рассматриваемой ситуации, критерием для определения размера арендной платы послужила площадь земельного участка, а также обстоятельство - является арендатором физическое лицо либо юридическое лицо.
Данные критерии не относятся к числу критериев, установленных Основными принципами и влияющих на доходность земельного участка.
Основываясь на вышеназванных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Непосредственно в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11 прямо указано, что сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
В Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства № 582, указана, в частности ставка арендной платы 0,3 процента в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В рассматриваемой ситуации, Ответчиком не представлены суду документы, подтверждающие факт наличия экономического обоснования для применения коэффициента в зависимости от площади земельного участка и в зависимости от статуса арендатора (физическое или юридическое лицо).
Кроме того, установленные в оспариваемом решении критерии для определения размера арендной платы прямо противоречат одному из Основных принципов, а именно - принципу запрета необоснованных предпочтений.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что оспариваемое решение не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, а именно - принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений.
При названных обстоятельствах требование Заявителя подлежит удовлетворению.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 200 руб.
Согласно п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем в случае, если решение принято полностью или частично не в пользу органа местного самоуправления, выступающего по делу в качестве ответчика, вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины решается исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, поскольку требования Заявителя удовлетворены, с Ответчика в пользу Заявителя подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине в общей сумме 200 руб.
Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Индивидуального предпринимателя Главы К(Ф)Х Шаманина Николая Петровича удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 26.03.2013 г. № 125 "Об установлении коэффициента для начисления арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам Филимоновского сельского поселения" как не соответствующее Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582.
Взыскать с Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в пользу Индивидуального предпринимателя Главы К(Ф)Х Шаманина Николая Петровича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В.КОСТЫЛЕВ

Судьи:
Д.А.БАСТЕН
И.В.МРЕЗ


------------------------------------------------------------------