Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 N 01/4591 "Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области, на 2013 - 2015 годы"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 5 декабря 2013 г. № 01/4591

Об утверждении Концепции профориентационной работы
образовательных организаций Челябинской области,
на 2013 - 2015 годы

В соответствии с решением Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 28.05.2013 "О Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области"
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области, на 2013 - 2015 годы (далее именуется Концепция).

2. Утвердить прилагаемый комплексный план реализации Концепции.

3. Управлению воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся (Анфалова И.В.), управлению профессионального образования (Зайко Е.М.), управлению общего и специального (коррекционного) образования (Тюрина Е.А.) обеспечить исполнение мероприятий комплексного плана реализации Концепции.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям профессиональных образовательных организаций, руководителям организаций дополнительного образования, руководителям организаций дополнительного профессионального образования организовать работу по исполнению мероприятий комплексного плана реализации Концепции.

5. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя Министра Казакову Г.М.

Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ





Утверждена
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 5 декабря 2013 г. № 01/4591

КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2013 - 5015 ГОДЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области, на 2013 - 2015 годы определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций (далее именуется Концепция). Концепция разработана в целях систематизации и координации профориентационной работы в Челябинской области.
Основой для разработки Концепции образовательных организаций Челябинской области являются следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 27.12.2012) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";
- Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы";
- Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186);
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;
- Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
- Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 № 15 (Д) "Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости";
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783;
- Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003 - 2004 учебный год /Письмо Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03;
- Постановление Губернатора Челябинской области от 11.10.2011 № 369 "Об областном Совете по кадровой политике".

II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" образование следует понимать, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Однако практика показывает, что при подготовке кадров интересы человека, общества, государства не всегда совпадают. Так в Челябинской области (по данным службы занятости) 40 % выпускников государственных и 90 % коммерческих ВУЗов имеют специальности гуманитарной направленности, тогда как на 73 % заявленных вакансий требуются рабочие и специалисты технических специальностей.
Молодые люди стремятся получать специальности, связанные со сферой экономики, юриспруденции и государственного управления с начала 90-х годов. Выпуск специалистов в области экономики и управления увеличился за последние годы в 7 раз, специалистов гуманитарно-социальных специальностей - в 3,3 раза, что не соответствует реальным потребностям рынка труда города и области.
Следствием избытка специалистов в отдельных отраслях экономики явилось то, что выпускники ВУЗов с трудом устраиваются на работу, трудятся не по полученной специальности.
Резкое сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, низовые должности (рабочие профессии) молодежь мало интересуют, а на уровне среднего руководящего состава образовался вакуум.
Сложившаяся ситуация переросла в проблему, требующую скорейшего разрешения. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников. Следовательно, образовательным организациям необходимо открывать такие специальности, которые будут востребованы на рынке труда.
В свою очередь, абитуриенты, поступающие в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их, а не просто повышать свой культурный уровень в процессе обучения.
Результаты мониторинга образовательных предпочтений выпускников школ - 2012 (данные собраны Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук, совместно с ЧИРПО) хотя и показывают определенные изменения в пользу технических специальностей, однако остаются весьма неутешительными:
1) 70 % выпускников планируют учиться в ВУЗе, из них 60 % по специальностям гуманитарного направления, 40 % выбирают технические специальности. Потребности же рынка труда в специалистах высшего звена - 40 % от планируемого выпуска;
2) 25 % выпускников планируют обучаться по программам среднего профессионального образования, и только 5 % связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии;
3) в планах 35 % выпускников школ Челябинской области - работа за границей РФ (в Московской и Ленинградской обл. - 70 %).
В данной ситуации даже открытие технических специальностей и увеличение плана набора на них не решит в полной мере обозначенную проблему, поскольку открываемые специальности могут оказаться не востребованными.
Проблема может быть разрешена:
- если система профориентационной работы Челябинской области будет обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с последующей ее самореализацией в условиях территориального проживания;
- если общеобразовательные организации будут ориентированы на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно понимающей ценность образования для своего личностного и профессионального развития, ясно представляющей спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов;
- если в результате образовательного процесса, построенного сообразно динамике возрастного развития, учащийся будет обладать соответствующими компетентностями, определенным социальным опытом, умениями делать осознанный выбор (на уровне имеющейся информации и опыта) и нести ответственность за него, успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
- если выпускник школы будет уметь учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда.
Таким образом, решение обозначенной проблемы требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности - формирование профессионального самоопределения учащихся. Этого требуют и условия перехода общеобразовательной школы к предпрофильной подготовке и профильному обучению.
Процесс профессионального самоопределения школьников должен начинаться еще до поступления ребенка в 1 класс. Результатом этого процесса должен стать осознанный выбор профессии (специальности) в соответствии со способностями, возможностями, предпочтениями каждой отдельной личности, и готовностью выпускников школ к дальнейшему профессиональному образованию.
Чтобы профессиональный выбор был сделан правильно, в процессе профессионального самоопределения школьники, осуществляя "профессиональные пробы", должны также научиться:
- определять выгоду и издержки профессии (специальности), находить аргументы "за" и "против" нее;
- видеть перспективы и планировать свою дальнейшую профессиональную карьеру, с учетом этих перспектив;
- выбирать образовательную траекторию с учетом возможности получения определенного уровня образования поэтапно.
В этой связи профессиональное самоопределение следует понимать как процесс полноценного личностного развития учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокого уровня самосознания.
Сущность профориентационной работы должна заключаться в формировании неких универсальных качеств личности, позволяющих ей осуществлять профессиональный выбор сознательно и самостоятельно, быть ответственной за свой выбор, и при этом быть профессионально мобильной.
Профориентацию (в широком смысле слова) следует понимать как систему общественного и педагогического воздействия на молодежь, с целью ее подготовки к сознательному Выбору профессии, основанную на системе государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
При организации профориентационной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Одной из важнейших задач в данном контексте является работа по формированию у школьников "стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии" с раннего возраста.
При проектировании профориентационной работы следует учитывать, что профессиональное самоопределение играет важную роль не только на этапе вступления человека в трудовую деятельность, но и на этапах его дальнейшего профессионального развития.
Самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс можно рассматривать под разными углами зрения:
1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью - социологический подход;
2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделении труда в обществе - социально-психологический подход;
3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.
Профессиональное самоопределение не только длительный, но и динамичный процесс, имеющий определенную структуру, которая складывается из серии выборов, совершаемых человеком на определенных этапах своей жизни. Своеобразие выборов обуславливается наследственными факторами, влиянием среды, воспитанием, накопленным опытом, т.е. совокупностью социальных и психологических воздействий и испытаний, переживаемых субъектом на этапах своего развития. Создавая условия для профессионального самоопределения (профессионального созревания) личности следует учитывать степень и характер влияния на профессиональный выбор этих факторов.
Эффективности процесса профессионального самоопределения способствует также строгая преемственность всех воспитательных воздействий, проводимых с учетом возрастных особенностей на каждом очередном этапе профессионального самоопределения школьников. Эта преемственность должна обеспечиваться индивидуальными планами личностного развития и профессионального самоопределения и планами профориентационной работы в школе. Функция профориентатора при этом должна заключаться как в оказании помощи школьникам в разработке этих планов, так и в содействии их выполнению.
Настоящая Концепция является документом, регулирующим профориентационную деятельность образовательных организаций Челябинской области и обеспечивающим поддержку молодежи, нуждающейся в профессиональном самоопределении, для дальнейшей эффективной самореализации в жизни.
Цели, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах детей с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Челябинской области, а также фактических возможностей образовательных организаций, включенных в систему профориентационной работы области.
Концепция направлена на создание системы профориентационной работы в Челябинской области, располагающей потенциалом, необходимым для развития у детей и подростков мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих ее социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться в жизни.
Исполнение Концепции обеспечивается управленческими решениями, соответствующими фактическому состоянию кадровой, программно-методической, материально-технической баз организаций и учреждений, включенных в систему профориентационной работы Челябинской области.

III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В основу профориентационной работы Челябинской области положены следующие принципы, которыми должны руководствоваться все участники профориентационной работы:
1. Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности-способности.
2. Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров).
3. Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития. Ориентация учащихся на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
5. Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть запрошенными рынком труда после получения профессионального образования.
6. Принцип практикоориентированности. Создание условий для осуществления учащимися профессиональных проб только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности.
7. Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с 1 по 11 классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.
8. Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами: семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы, в результате чего осуществляется согласование интересов личности, общества и государства при определении личностью своего профессионального пути.
9. Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
10. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
11. Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы, с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.
При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности.

IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Целью профориентационной работы Челябинской области является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, имеющую возможность самореализоваться в условиях регионального рынка труда.
В рамках стратегии модернизации общего образования основной задачей профориентации является создание в общеобразовательной организации условий для:
- осознания учащимися своих возможностей, способностей в сравнении себя со сверстниками и с идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);
- осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области;
- определения в самом себе - "что хочу", "что могу", "что буду делать" для подготовки к выбранной профессиональной деятельности;
- психологической готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху;
- определения приоритетной модели поведения в ситуациях жизненного и профессионального кризиса.
Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:
1. Раннее профессиональное воспитание - формирование позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
2. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
3. Профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и предрасположенности личности к тому или иному виду деятельности (профессии).
4. Профессиональная консультация - оказание индивидуальной помощи в выборе профессии специалистом-профконсультантом.
5. Профессиональные пробы - выполнение отдельных видов работ, свойственных выбранному направлению профессиональной деятельности с целью определения профессиональной пригодности.
6. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
7. Внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание.
8. Вовлечение различных социальных институтов в профориентационную работу на всех этапах самоопределения школьников.
9. Социально-трудовая адаптация учащихся.
Основные проблемы, препятствующие полноценной профориентационной работе в Челябинской области:
1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
3. Слабая взаимосвязь профориентации со смежными науками и сферами познания.
4. Недостаточное количество часов в школьных учебных планах, отведенных на профориентационную работу.
5. Недостаточная информационная работа с родителями.
6. Недостаточное внимание к профориентационной работе работодателей.
7. Низкая степень включенности различных социальных институтов в профориентационную работу на ранних этапах профессионального созревания личности.
8. Отсутствие нормативной базы и механизмов управления (регулирования) профориентационной работой в Челябинской области.

V. ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить:
Первый этап (эмоционально-образный) - дети старшего дошкольного возраста.
Цель этапа - формирование положительного отношения к профессиональному миру - видам профессиональной деятельности и людям труда.
На этом этапе дети приобретают первоначальные трудовые умения, выполняя доступные их возрасту, виды деятельности, предусматривается использование методов ранней логической подготовки мышления детей в сторону технического направления.
Этап осуществляется в условиях детского сада воспитателями по разработанной программе (профпросвещение).
Второй этап (пропедевтический) - школьники с I по III (IV) классы.
Цель этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.
На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности.
Занятия по разработанной программе проводятся в общеобразовательной школе учителями начальных классов (профпросвещение).
Третий этап (поисково-зондирующий) - школьники с V (IV) по VII классы.
Цель этапа - формирование у подростков профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
На этом этапе учащиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии с предполагаемой сферой профессиональной деятельности) и организовывается психологическое сопровождение их самопознания.
Консультации и занятия проводятся на базе общеобразовательной организации и Центров социально-трудовой адаптации и профориентации учителями и специалистами в соответствии с разработанной программой, учитывающей возрастные особенности учащихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий.
Четвертый этап (ориентирующий) - школьники с VIII по IX классы.
Цель этапа - определение школьниками личностного смысла в выборе направления профессионального образования.
На этом этапе необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся научились соотносить общественные цели - со своими идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения по выбранному направлению.
В результате полученных консультаций и посещенных занятий (на базе общеобразовательных школ (при наличии соответствующих условий) и Центров социально-трудовой адаптации и профориентации) учащийся должен сформировать умения, необходимые для профессионального выбора, осуществить профессиональные пробы, и определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории (образовательная организация среднего профессионального образования (ОО СПО); ОО СПО - образовательная организация высшего образования (ОО ВО); профиль обучения - ОО ВО).
Пятый этап (завершающий) - учащиеся X - XI классов.
Цель этапа - формирование значимых для профессионального самоопределения компетентностей.
На этом этапе осуществляется коррекция и реализация образовательно-профессиональных планов, в том числе, углубленное изучение дисциплин профильного уровня, осознание и выбор способов оценки своих образовательных достижений.
Консультации и занятия проводят учителя, профориентаторы, и специалисты Центров социально-трудовой адаптации и профориентации в соответствии с разработанной программой, которая формирует основные навыки осмысленного выбора профессии с учетом интересов, задатков, способностей и возможностей обучающихся.
Шестой этап (уточняющий) - студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.
Цель этапа - формирование профессиональных знаний, умений и опыта, развитие общих и профессиональных компетенций; самоутверждение в том, что профессиональный выбор сделан верно.
На этом этапе путем освоения содержания основных профессиональных образовательных программ осуществляется вхождение в профессиональную деятельность, формируются основы профессионального мастерства.
Работа по профориентации на этом этапе проводится на базе профессиональных образовательных организаций.
Седьмой этап (совершенствующий) - рабочие, специалисты, менеджеры. Цель этапа - совершенствование уровня профессионального мастерства в процессе трудовой деятельности, адаптация к постоянно меняющимся условиям труда.
На этом этапе продолжается процесс профессионального и личностного развития человека, где в условиях жесткой конкуренции и автоматизации производства может возникнуть необходимость расширения сферы его профессиональной деятельности или освоения им новой специальности. Работу по профориентации (реориентации) и построению профессиональной карьеры проводят службы персонала организаций и службы занятости.
Круг привлекаемых к профориетационной работе лиц на каждом названном этапе может быть расширен, поскольку отдельные мероприятия, проводимые по плану профориетационной работы, могут быть осуществлены с запланированным качеством только специалистами различных сфер профессиональной деятельности.
В идеале каждый человек должен проходить все эти этапы профориентации. Однако это не всегда получается. Но чем позже начнется процесс профориентации, тем выше вероятность совершения субъектом ошибки при выборе им будущей профессии.

VI. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

В практике решения профориентационных проблем используются следующие группы методов: информационно-просветительские, диагностические, тренинговые и консультации.
Информационно-просветительские методы:
- работа с профессиограммами;
- работа со справочной литературой;
- работа в информационно-поисковых системах;
- работа со средствами массовой информации;
- реклама профессий (агитация) (осуществляется представителями образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, а также работодателями в школе);
- экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности;
- посещение образовательных организаций в рамках Дня открытых дверей;
- посещения ярмарок вакансий;
- посещение специализированных выставок;
- познавательные и просветительские лекции;
- профориентационные уроки;
- показ учебных фильмов и видеофильмов;
- участие (присутствие) в конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях профориентационной направленности.
Диагностические методы:
- беседы закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
- открытые беседы;
- тестирование (с применением опросников с обозначенными проблемами и тестовых заданий) с целью определения особенностей личности, познавательных интересов, профессиональной мотивации, профессиональных предпочтений, профессиональных способностей, качеств руководителя);
- методы наблюдения;
- "профессиональные пробы" в специально организованных условиях;
- использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;
- психофизиологические обследования.
Тренинговые (активные) методы:
- тренинги (направленные на развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановку целей, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);
- публичные выступления;
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
Консультации:
- Подготовительная профконсультация (должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется в течение всего периода школьного обучения).
- Завершающая профконсультация - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8 - 11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы. Выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогический, медицинский и справочный.
- Уточняющая профконсультация (нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, на предприятиях и т.п.).

VII. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе и затрагивают различные проблемы, в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства, что позволяет считать ее общественной проблемой. Решая проблемы согласования интересов человека, общества, государства, профориентационная работа, с одной стороны, должна в полной мере обеспечивать процесс профессионального созревания личности, с другой стороны она должна быть ориентирована на обеспечение экономики Челябинской области специалистами различных сфер деятельности. Чтобы обеспечить достижение такого результата необходимо, чтобы деятельность всех участников профориентационной работы была организована и управляема. Этого можно достичь, если организационная структура системы профориентационной работы обеспечит координацию действий всех участников профориетационной работы: учащегося, его семьи, педагогических работников школы, ответственных за профориентационную работу; педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, заинтересованных в наборе на обучение по профессиям и специальностям, реализуемым в образовательных организациях; работодателей и чиновников, заинтересованных в экономическом развитии Челябинской области; службы занятости, заинтересованной в трудоустройстве незанятого населения.
Предлагается следующая организационно-управленческая структура профориентационной работы в Челябинской области:
Министерство образования и науки Челябинской области, Управления образования, служба занятости, работодатели.
Основные функции: организация системы профессионального самоопределения учащихся и воспитанников, их профессиональной и трудовой адаптации; координация деятельности образовательных учреждений области и ведомственных организаций по проблемам профессиональной ориентации молодежи и выполнению программных мероприятий профориентационной и адаптационной направленности; определение основных направлений работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников, с учетом мониторинга образовательных предпочтений школьников и потребностей рынка труда; решение вопросов, связанных с созданием и функционированием единой информационной сети; разработка предложений по совершенствованию работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников; содействие внедрению в практику работы учреждений и организаций методов профессионального отбора (подбора), профессиональной и социально-трудовой адаптации обучающихся и воспитанников; выявление и обобщение, распространение передового опыта, издание научно-популярной, справочной и другой литературы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников.
Интерактивный центр профориентации "Формула успеха".
Основные функции: организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по профессиональному самоопределению учащейся молодежи и их трудоустройству; взаимодействие с образовательными организациями для профессиональной ориентации выпускников школ; работа с учащимися общеобразовательных организаций; организация и содействие в проведении профориентационных мероприятий (совместно с другими структурами); проведение анкетирования учащихся по вопросам выбора профессии; анализ и учет результатов выбора профессии выпускниками общеобразовательных организаций; оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему образовательных учреждений (работа с теми учащимися кто уже определился в выборе профессии, но испытывает затруднения в выборе учебного заведения, особенно среднего профессионального); аналитическая работа по определению приоритетных направлений профориентации; выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств профориентации; концентрация и распространение передового опыта, методическая помощь; разработка и использование методов и приемов использования ИКТ в процессе профориентационной работы; осуществление мониторинга качества профориентационной работы в области.
Центры социально-трудовой адаптации и профориентации (на базе профессиональных образовательных организаций и муниципалитетов).
Основные функции: обеспечение последовательности, преемственности и согласованности в оказании психолого-педагогических профориентационных и социально-адаптационных услуг по сопровождению подростка на всех этапах его профессионального и личностного становления; обеспечение доступности в получении качественной психологической и педагогической помощи, в соответствии с гарантированным объемом бесплатного психолого-педагогических профориентационных и социально-адаптационных услуг; методическое сопровождение работы различных служб образовательных организаций, оказывающих психолого-педагогические профориентационные и социально-адаптационные услуги обучающимся, путем своевременного обеспечения всех направлений психолого-педагогической профориентационной и социально-адаптационной деятельности информационными и методическими материалами, своевременными формами и методами профориентации и психологической поддержки населения. Осуществление профессиональных проб, профессиональная подготовка, повышение квалификации; мониторинг качества профориентационной работы в территориально-методическом объединении (муниципалитете) и др.
Общеобразовательные организации.
Основные функции: профориентационно-значимое сопровождение трудового воспитания (кружки, профпросвещение); информационно-справочная и просветительская деятельность (в том числе работа в единой информационной сети (портале), работа с родителями); морально-эмоциональная поддержка, сотрудничество с центрами; участие школьников в профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Дни профессий и т.п.); проектная деятельность учащихся по созданию проектов личностного и профессионального развития; экскурсионная деятельность по изучению местных промышленных ресурсов; использование модели сетевого взаимодействия при проведении профориентационной работы; использование базы профессиональных образовательных организаций при осуществлении профессиональных проб и проведении уроков технологии и т.п.
Функции образовательной организации должны быть направлены на реализацию единой цели: создание условий для самореализации личности в условиях регионального рынка труда.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Профориентационная работа Челябинской области должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации.
Эффективность определяется на основе системы целевых показателей, которые позволяют оперативно осуществлять мониторинг хода и результативности решения поставленных задач по ключевым направлениям. Целевые показатели должны соответствовать целям и задачам профориентационной работы в области. Результатами профориентации являются:
- повышение статуса рабочих профессий;
- открытая информационная среда профориентационной работы;
- обеспечение информированности 100 % учащихся и молодежи об областном и региональном рынке труда и перспективах экономического развития области;
- увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях;
- увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии (специальности) к окончанию школы до 100 %;
- увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии до 100 %;
- обеспечение сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора до 80 %;
- увеличение доли школьников, добившихся реализации своих планов, при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации до 90 %;
- увеличение показателей трудовых достижений выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией;
- увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ

В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентационной работы в Челябинской области в Центрах социально-трудовой адаптации и профориентации оборудуются консультационные кабинеты по профориентации на 10 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования учащихся. Также кабинет должен быть оборудован не менее чем тремя принтерами и мультимедийным проектором с экраном.
Кабинет профориентации должен быть укомплектован:
- компьютером с программным обеспечением для создания базы данных по обратившимся;
- компьютерами для самоконсультирования;
- комплектами аудио-, видеотехники с материалами;
- телефоном;
- справочниками по учреждениям образования города Челябинска и Челябинской области;
- профессиограммами (наиболее востребованных профессий Челябинской области).
Кабинет профориентации должен отвечать действующим санитарным нормам и правилам, соответствовать достижению целей и выполнению задач, изложенных в Концепции, позволять вести прием одновременно нескольких подростков. Для проведения групповых профконсультаций может использоваться учебный класс или другое помещение, имеющееся в Центре.
Затраты, связанные с ведением профориентационной работы в Челябинской области, финансируются из средств, выделяемых образовательной организации по субсидиям и из доходов, полученных за счет осуществления образовательной организацией внебюджетной деятельности.





Утвержден
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 5 декабря 2013 г. № 01/4591

Комплексный план
реализации Концепции профориентационной работы
образовательных организаций Челябинской области,
на 2013 - 2015 годы

№ п/п
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнитель
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1.
Разработка типового договора сетевого взаимодействия общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Челябинской области, по организации совместной профориентационной деятельности
IV кв. 2013 г.
Министерство образования и науки Челябинской области, ГБОУ ДОД ДУМ "Смена"
1.2.
Заключение договоров о взаимодействии между общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями по организации совместной профориентационной деятельности
2014 - 2015 годы
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию), профессиональные образовательные организации
1.3
Разработка методических рекомендаций по организации совместной профориентационной деятельности между общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями
I кв. 2014 г.
ГБОУ ДПО ЧИРПО
1.4.
Разработка и утверждение Положения о реализации образовательных программ предпрофильной и профильной подготовки на базе профессиональных образовательных организаций
IV кв. 2013 г.
Министерство образования и науки Челябинской области, ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
1.5.
Разработка и утверждение планов профориентационной работы в муниципальных образованиях, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях на 2013 - 2015 годы
II кв. 2014 г.
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию), профессиональные образовательные организации
2. Организационно-методические мероприятия
2.1
Подготовка вопросов по организации профориентационной деятельности на заседания Областного совета по кадровой политике
2013 - 2015 годы
Министерство образования и науки Челябинской области
2.2
Подготовка и проведение Интернет-конференции "Профориентация и трудоустройство молодежи: состояние и перспективы"
IV кв. 2014 г.
ГБОУ ДПО ЧИРПО, ГБОУ ДОД ДУМ "Смена"
2.3
Подготовка и проведение научно-практической конференции "Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы"
I кв. 2015 г.
ГБОУ ДПО ЧИРПО, ГБОУ ДОД ДУМ "Смена"
2.4
Проведение конкурса "Лучший раздел "Абитуриент" сайта профессиональной образовательной организации"
II кв. 2014 г.
ГБОУ ДПО ЧИРПО, ГБОУ ДОД ДУМ "Смена"
2.5
Содействие созданию временных рабочих мест для занятости молодежи 14 - 18 лет с целью профориентации и профессионального самоопределения, включая детей-сирот и детей-инвалидов
2014 - 2015 годы
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (по согласованию)
2.6
Организация в городах и районах области профориентационных центров, на базе которых предусмотреть проведение:
- курса занятий по профориентации с обучающимися 8 - 9-х классов "Мое будущее. Кем я себя вижу?"; "Дорога в страну профессий";
- курса занятий для обучающихся 10 - 11-х классов "Семь шагов на пути к профессии", "Будущее зависит от меня", "И каждой профессии - слава и честь", "Здоровье человека и выбор профессии", "Профессиональное портфолио" (профильное обучение);
- курса занятий "Технология поиска работы";
- экскурсий на предприятия (совместно с работодателями)
2014 - 2015 годы
Министерство образования и науки Челябинской области, ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", профессиональные образовательные организации
2.7
Организация обучающихся школ для участия в мероприятиях профессиональных образовательных организаций, имеющих профессиональную ориентацию:
- конкурсах профессионального мастерства по различным профессиям, в том числе WorldSkills;
- ярмарках и выставках, проводимых на уровне района, города, области;
- конкурсах технического и декоративно-прикладного мастерства, в том числе по участию в НОУ;
- фестивалях и конкурсах художественного творчества;
- форумах, олимпиадах, творческих презентациях;
- тематических заездах в спортивно-оздоровительных лагерях
2014 - 2015 годы
Областное государственное автономное учреждение "Челябинский областной УМЦ службы занятости населения" (ОГАУ "ЧО УМЦ ОСЗН"), ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", профессиональные образовательные организации
2.8
Организация встреч обучающихся общеобразовательных организаций с работниками муниципальных центров по труду и занятости населения
2014 - 2015 годы
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (по согласованию), муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.9
Организация экскурсий на производство с целью ознакомления обучающихся общеобразовательных организаций с базовыми предприятиями профессиональных образовательных организаций, спецификой профессиональной деятельности, технологией, производства, современным оборудованием
2014 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", профессиональные образовательные организации
2.10
Разработка и проведение учебных занятий по общеобразовательным предметам, направленных на интеграцию содержания образования с профессиональной деятельностью, в том числе с выходом на производство
2013 - 2015 годы
Профессиональные образовательные организации
2.11
Проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест
2014 - 2015 годы
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (по согласованию), Областное государственное автономное учреждение "Челябинский областной УМЦ службы занятости населения" (ОГАУ "ЧО УМЦ ОСЗН")
2.12
Проведение профориентационной акции "Сто дорог - одна твоя" с выездом представителей профессиональных образовательных организаций в общеобразовательные организации
2013 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", профессиональные образовательные организации, муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.13
Организация встреч родителей с представителями предприятий, профессиональных образовательных организаций, муниципальных центров по труду и занятости по вопросам профориентации, презентации профессий, востребованных на региональном рынке труда
2014 - 2015 годы
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.14
Проведение классных часов и дней профориентации в общеобразовательных организациях
2014 - 2015 годы
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.15
Проведение профориентационного анкетирования обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций
II - III кв. 2014 - 2015 годы
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.16
Разработка методических рекомендаций и проведение в соответствии с ними комплексных мероприятий "День выпускника" в общеобразовательных организациях и территориях
I - III кв. 2014 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", ГБОУ ДПО ЧИРПО
2.17
Проведение в общеобразовательных организациях Дня выпускника, Дня службы занятости, Дня открытых дверей, Дня профессиональной образовательной организации
II - III кв. 2014 - 2015 годы
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.18
Проведение месячника профориентации по повышению престижа рабочих профессий
II кв. 2014 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", профессиональные образовательные организации
2.19
Разработка и реализация модульных курсов с профессиональными пробами для обучающихся профессиональных образовательных организаций
2014 - 2015 годы
Профессиональные образовательные организации
2.20
Организация профессиональной подготовки школьников старших классов на базе профессиональных образовательных организаций
2014 - 2015 годы
Муниципальные органы управления образованием (по согласованию), профессиональные образовательные организации
2.21
Проведение областного конкурса видеороликов профориентационного содержания среди профессиональных образовательных организаций "Мое образование - моя профессия - моя карьера"
IV кв. 2014 г.
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", профессиональные образовательные организации
2.22
Разработка и апробация профориентационных курсов для обучающихся общеобразовательных организаций "Мой путь к успеху", "В прекрасное далеко я начинаю путь", "Правила выбора профессий", "Мое образование - моя профессия - моя карьера"
2013 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена"
2.23
Создание цикла видеопрограмм (видеороликов) для обучающихся о предприятиях Челябинской области
2014 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена"
2.24
Конкурс на лучший кабинет профориентации среди общеобразовательных организаций области, в том числе:
первый этап: создание кабинетов профориентации в образовательных организациях области;
второй этап: конкурс на лучший кабинет профориентации в образовательных организациях области
I квартал 2014 г. II - IV квартал 2014 г.
Министерство образования и науки Челябинской области, муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.25
Конкурс презентаций для учащихся 8 - 11 классов по номинациям: "Профессия моей мечты", "Фестиваль профессий"; "Время - выбирать"
IV кв. 2014 г.
Министерство образования и науки Челябинской области, муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
2.26
Проведение мероприятий по презентации профессий на базе профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий
2013 - 2015 годы
Профессиональные образовательные организации
2.27
Участие в работе выставок "Образование через всю жизнь", "Индустрия образования"
2014 - 2015 годы
Министерство образования и науки Челябинской области, муниципальные органы управления образованием (по согласованию), профессиональные образовательные организации
2.28
Конкурс между муниципальными образованиями области на лучшую организацию профориентационной работы с обучающейся молодежью
2015 год
Министерство образования и науки Челябинской области, муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
3. Кадровое обеспечение
3.1
Проведение мониторинга потребности педагогических работников в обучении и повышении квалификации по вопросам профориентационной направленности
IV кв. 2013 г. - I кв. 2014 г.
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена",
ГБОУ ДПО ЧИРПО
3.2
Организация методических семинаров по проблемам планирования и реализации программ профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций для заместителей директоров по учебно-воспитательной, учебно-производственной работе, психологов и социальных работников образовательных организаций
2014 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена",
ГБОУ ДПО ЧИРПО
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
3.3
Подготовка методических рекомендаций по организации профориентационной работы в образовательных организациях по профориентационному сопровождению, психологической поддержке и содействию в трудоустройстве детей-сирот
2014 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена",
ГБОУ ДПО ЧИРПО
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
3.4
Разработка комплекса мер по совершенствованию методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
IV кв. 2014 г.
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена",
ГБОУ ДПО ЧИРПО
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
3.5
Выявление, обобщение и распространение передового опыта по профессиональной ориентации обучающихся и молодежи. Создание базы данных положительного опыта профориентационной работы в общеобразовательных организациях Челябинской области
III - IV кв. 2015 г.
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена",
ГБОУ ДПО ЧИРПО
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
3.6
Организация курсов повышения квалификации ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях "Планирование профессиональной карьеры"
2014 - 2015 годы
ГБОУ ДПО ЧИРПО
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
4. Информационное обеспечение
4.1
Информационная поддержка Интернет-ресурса "Атлас профессий"
2013 - 2015 годы
ГБОУ ДПО ЧИРПО
4.2
Организация систематических публикаций в средствах массовой информации и Интернет-ресурсах материалов по профессиональной ориентации
2013 - 2015 годы
ГБОУ ДОД ДУМ "Смена",
профессиональные образовательные организации
4.3
Приглашение СМИ на проводимые областные мероприятия профориентационной направленности
2013 - 2015 годы
Министерство образования и науки Челябинской области, ДУМ "Смена"
4.4
Выпуск сборника материалов научно-практической конференции "Личностно-профессиональное самоопределение молодежи и выбор профессии: опыт и проблемы"
II кв. 2015 г.
ГБОУ ДПО ЧИРПО
4.5
Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и молодежи Челябинской области
2014 - 2015 годы
Министерство образования и науки Челябинской области


------------------------------------------------------------------