Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2013 по делу N А76-20542/2012 <О признании недействующим постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 22.12.2011 N 46/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области" в части пункта 2 приложения 1 "Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области в 2012 году", подпункта "б" пункта 2 примечаний к приложению 1 в отношении пункта "1б">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу № А76-20542/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Наконечной О.Г., судей: Мрез И.В., Костылева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изюмовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
дачного некоммерческого товарищества "Ветеран-1, участок № 2", г. Карабаш (ОГРН 1027400685069)
к Государственному комитету "Единый тарифный орган Челябинской области", г. Челябинск (ОГРН 1037403874903)
при участии в деле:
прокурора Челябинской области,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт", г. Челябинск
о признании частично недействующим постановления от 22.12.2011 № 46/2
при участии в судебном заседании:
заявителя: Доманевской О.С. - представителя по доверенности от 04.06.2012, паспорт;
заинтересованного лица: Миклиной Ю.Б. - представителя по доверенности от 09.01.2013, паспорт;
прокурора Челябинской области: Кашаповой Р.М. - представителя, служебное удостоверение;
третьего лица: Прочухан О.А. - представителя по доверенности от 31.12.2012 № 7-5, паспорт,

установил:

дачное некоммерческое товарищество "Ветеран-1, участок № 2" (далее - ДНТ "Ветеран-1, участок № 2") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК "ЕТО Челябинской области") от 22.12.2011 № 46/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области" в части пункта 2 приложения 1 "Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области в 2012 году", подпункта "б" пункта 2 примечаний к приложению 1 в отношении пункта "1б" (с учетом принятого судом с соблюдением положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ, уточнения заявления от 05.12.2012 вход. № 25068), т. 1 л.д. 62.
В обоснование заявления указано, что частично оспариваемое постановление противоречит положениям Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания).
ГК "ЕТО Челябинской области" представил отзыв на заявление б/н б/д и дополнения к отзыву от 28.02.2013 (т. 1 л.д. 72 - 78; т. 2 л.д. 41 - 44), в которых просит в удовлетворении заявления отказать. При этом отмечает, что частично оспариваемое постановление издано с соблюдением положений федерального законодательства.
На основании статьи 51 АПК РФ по инициативе заявителя определением суда от 01.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Челябэнергосбыт" (далее - ОАО "Челябэнергосбыт").
ОАО "Челябэнергосбыт" представило мнение на заявление от 23.01.2013 № 17-83 (т. 1 л.д. 145 - 148), в котором поддерживает позицию ГК "ЕТО Челябинской области".
На основании статьи 52 АПК РФ 06.12.2012 в дело вступил прокурор Челябинской области (т. 1 л.д. 66).
Прокурор Челябинской области представил отзыв на заявление от 05.11.2012 № 38-562у-2012, в котором заявление ДНТ "Ветеран-1, участок № 2" считает подлежащим удовлетворению. При этом указывает, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, опубликовано в установленном законом порядке, однако, противоречит федеральному законодательству (т. 1 л.д. 67 - 71).
В удовлетворении ходатайства заинтересованного лица от 28.02.2013 о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФСТ России и Минэнерго России (т. 2 л.д. 38, 39) судом отказано, поскольку ГК "ЕТО Челябинской области" не представлены доказательства того, что судебный акт по настоящему делу, которым закончится рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон (как того требуют положения статьи 51 АПК РФ).
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные ими в заявлении с учетом принятого судом уточнения, в отзывах и во мнении на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление ДНТ "Ветеран-1, участок № 2" подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, постановлением ГК "ЕТО Челябинской области" от 22.12.2011 № 46/2 установлены Тарифы на электрическую энергию поставляемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области в 2012 году" (приложение 1), источник публикации: газета "Южноуральская панорама", 31.12.2011 № 317, спецвыпуск № 71 (т. 1 л.д. 8 - 11).
Частично оспариваемое постановление издано в установленном пунктами 1 и 6 Положения о ГК "ЕТО Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477, порядке управомоченным органом исполнительной власти Челябинской области; содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений; официально опубликовано (обнародовано) с соблюдением пункта 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, статьи 55 Устава (Основной Закон) Челябинской области, пункта 16 Положения о ГК "ЕТО Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477.
Поэтому указанное постановление является нормативным правовым актом Челябинской области.
Как следует из материалов дела, заявитель является потребителем поставляемой ОАО "Челябэнергосбыт" (в том числе: в 2012 году) электрической энергии, о чем свидетельствует подписанный между ДНТ "Ветеран-1, участок № 2" и ОАО "Челябэнергосбыт" договор энергоснабжения от 01.05.2007 № 794 (т. 1 л.д. 108 - 116).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ГК "ЕТО Челябинской области" от 22.12.2011 № 46/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области" в части пункта 2 приложения 1 "Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области в 2012 году", подпункта "б" пункта 2 примечаний к приложению 1 в отношении пункта "1б", полагая, что последнее не соответствует положениям федерального законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ДНТ "Ветеран-1, участок № 2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, для признания оспариваемых актов не действующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, определены 3 группы потребителей: 1 группа - базовые потребители, 2 группа - население, 3 группа - прочие потребители.
При этом к тарифной группе "население" отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, в том числе: для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
Приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5 установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию на 2012 год. Для Челябинской области такие уровни в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей составляют 197 коп./кВтч (с НДС) и 209 коп./кВтч (с НДС) соответственно.
Согласно пункту 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (в редакции, действующей на момент принятия частично оспариваемого постановления), дифференциация регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Ни пункт 27 данных Методических указаний, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают дифференциацию регулируемых цен (тарифов) в зависимости от групп (категорий) потребителей, которые приравнены к населению. Иное нарушает предусмотренную пунктом 27 указанных Методических указаний аналогию при расчета тарифов для потребителей 2 группы - население, и для приравненных к категории "население".
Однако, содержание совокупности пункта 2 приложения 1 (предусматривающего величины одноставочного тарифа для потребителей, приравненных к населению - 1,970 руб./кВтч и 2,09 руб./кВтч соответственно, отличные от величин одноставочных тарифов, указанных в пункте 1 приложения 1 для населения: 1,379 руб./кВч и 1,46 руб./кВч соответственно в подпунктах 1.2.1 и 1.3.1) и подпункта "б" пункта 2 в отношении пункта 1 "б" примечания к приложению 1 частично оспариваемого постановления ГК "ЕТО Челябинской области" (с учетом разбивки пункта 2 примечаний к приложению 1 на подпункты "а" и "б") свидетельствует о дифференциации регулируемых цен (тарифов) в зависимости от категорий потребителей, которые приравнены к населению. Данная дифференциация лишает заявителя как потребителя, приравненного к категории "население", возможности применять коэффициент 0,7, предусмотренный пунктом 27 вышеуказанных Методических указаний, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", при наличии необходимых условий к такому применению (когда граждане - конечные потребители электрической энергии, являющиеся членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, проживают в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками).
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора суд считает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (в редакции, действующей на момент принятия частично оспариваемого постановления), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, по смыслу указанных норм, исполнителем коммунальных услуг по договору энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии) является организация, приобретающая электроэнергию для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения не только собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, но и собственникам жилых домов.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии со статьей 7, подпунктом 10 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 10 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе заключать договоры, а также через свои органы управления решать вопросы создания и развития объектов инфраструктуры, организации строительства, ремонта и содержания инженерных сетей.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что садоводческое товарищество по отношению к членам товарищества - владельцам земельных участков фактически является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения.
Вместе с тем, совокупность пункта 2 приложения 1 и подпункта "б" пункта 2 примечаний к приложению 1 в отношении пункта 1 "б" частично оспариваемого постановления (с учетом разбивки пункта 2 примечаний к приложению 1 на подпункты "а" и "б") свидетельствует о том, что установленный для дачных некоммерческих объединений граждан одноставочный тариф - 1,970 руб./кВтч и 2,09 руб./кВтч соответственно, отличается от предусмотренного указанным постановлением для исполнителей коммунальных услуг одноставочного тарифа - 1,379 руб./кВтч и 1,46 руб./кВтч.
Таким образом, совокупность положений пункта 2 приложения 1 и подпункта "б" пункта 2 примечания к приложению 1 в отношении пункта 1 "б" частично оспариваемого постановления (с учетом разбивки пункта 2 примечаний к приложению 1 на подпункты "а" и "б") исключает применение единого тарифа всеми группами (категориями) потребителей, которые приравнены к населению, направлена на дифференциацию регулируемых цен (тарифов) в зависимости от указанных групп (категорий) потребителей, которые приравнены к населению.
Настоящее противоречит положениям вышеуказанных нормативных правовых актов.
Поэтому заявление ДНТ "Ветеран-1, участок № 2" следует удовлетворить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

решил:

требование заявителя удовлетворить.
Признать недействующим постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 22.12.2011 № 46/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области" в части пункта 2 приложения 1 "Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Челябэнергосбыт" населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области в 2012 году", подпункта "б" пункта 2 примечаний к приложению 1 в отношении пункта "1б" как не соответствующее положениям Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2
Взыскать с Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" в пользу дачного некоммерческого товарищества "Ветеран-1, участок № 2" государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 10.10.2012 № 45 при обращении в арбитражный суд.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ

Судьи:
И.В.МРЕЗ
И.В.КОСТЫЛЕВ


------------------------------------------------------------------