Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.06.2013 по делу N А76-2308/2013 <О признании недействующим пункта 23 приложения N 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 N 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 N 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу № А76-2308/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 11.06.2013 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Костылева И.В., судей Бастена Д.А., Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Электрон-Сервис 13", г. Трехгорный
к Собранию депутатов Трехгорного городского округа
о признании недействующим решения от 07.11.2012 № 113 в части утверждения в приложении № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа,
при участии Прокурора Челябинской области
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Чубарь З.В. - представителя по доверенности от 01.02.2013 (паспорт)
от ответчика: Полончикова В.А. - представителя по доверенности от 08.04.2013 (паспорт), Громенко А.Ю. - представителя по доверенности от 06.05.2013 (паспорт)
от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного: Полончикова В.А. - представителя по доверенности от 08.02.2013 (паспорт)
от Прокурора Челябинской области: Москвитина Н.Н. - Служебное удостоверение.

установил:

закрытое акционерное общество "Электрон-Сервис 13" (далее по тексту - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Собранию депутатов Трехгорного городского округа о признании недействующим решения Собрания депутатов Трехгорного городского округа № 113 от 07.11.2012 г. в части утверждения в приложении № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа:
- в пункте 16 размера арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, для прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы, равным 4-кратной налоговой ставке,
- в пункте 23 размера арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, для сдачи внаем недвижимого имущества равным 15-кратной налоговой ставке.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает о том, что в результате оспариваемого изменения размера арендной платы, для Заявителя подлежащая в 2013 г. уплате арендная плата увеличилась в 7,5 раза по сравнению с 2012 годом, а именно:
- в 2012 г. - 60 000 руб./год (т. 1 л.д. 16),
- в 2013 г. - 471 329 руб./год (т. 1 л.д. 17).
Заявитель полагает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует экономическое обоснование увеличения размера арендной платы.
От Заявителя представлено ходатайство (т. 2 л.д. 45) об отказе от требования о признании недействующим решения Собрания депутатов Трехгорного городского округа от 07.11.2012 г. № 113 в части утверждения в приложении № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа в пункте 16 размера арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, для прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы, равными 4-кратной налоговой ставке.
Суд, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает отказ Заявителя от части заявленных требований, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В связи с изложенным, производство по делу в данной части подлежит прекращению в порядке п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом частичного отказа от заявленных требований, Заявителем представлено письменное уточнение заявленных требований (т. 2 л.д. 46 - 51), в котором просит признать недействующим решение Собрания депутатов Трехгорного городского округа № 113 от 07.11.2012 г. в части утверждения в приложении № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа:
- в пункте 23 размера арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, для сдачи внаем недвижимого имущества равным 15-кратной налоговой ставке.
Судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято уточнение требований.
Ответчик с требованиями Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 47 - 52).
Ответчик указывает, что оспариваемое постановление подготовлено Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного.
Ответчик указывает, что при формировании проекта оспариваемого решения Комитетом проводилось обоснование величины предложенных коэффициентов, используемых для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Ответчик полагает, что изменение размера арендной платы не может нарушать права Заявителя независимо от существенности такого увеличения, поскольку Заявитель не представил доказательства того, что такое увеличение размера арендной платы исключает возможность ведения хозяйственной деятельности.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного.
Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного представлено в материалы дела письменное мнение (т. 2 л.д. 58 - 60), в котором указывает, что Комитет при подготовке предложений для Собрания депутатов города Трехгорного об установлении величины коэффициентов, используемых для расчета арендной платы за землю относительно вида деятельности "сдача внаем недвижимого имущества", при расчете потенциальной доходности условного земельного участка руководствовался информацией о средних ставках аренды за нежилые помещения в городе Трехгорном, предоставленной ИП Чертухиным А.А., осуществляющим оценочную деятельность.
Прокурор Челябинской области полагает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в письменном мнении (т. 2 л.д. 75 - 79).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Собранием депутатов города Трехгорного Челябинской области было принято решение от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" (т. 1 л.д. 139 - 147).
Приложением № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа утвержден размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков и разрешенного вида использования (целевого назначения) земельных участков (т. 1 л.д. 148 - 149). Всего Приложение № 1 содержит 20 видов разрешенного использования земельных участков.
Данное приложение № 1 применяется к расчету арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности рассчитывается в соответствии с п. 28 Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа (т. 1 л.д. 146) по следующей формуле:

Ап = Скад х Нст х К, где:

- Ап - размер годовой арендной платы,
- Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка,
- Нст - налоговая ставка,
- К - размер арендной платы в кратности к налоговой ставке (установлен в Приложении № 1).
Решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 вместе со всеми приложениями опубликовано в газете "Официальный Спектр" (т. 2 л.д. 2 - 9).
Собранием депутатов города Трехгорного Челябинской области было принято решение от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" (т. 1 л.д. 23 - 25).
Данным решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области была утверждена, в частности, новая редакция Приложения № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, в котором утвержден размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков и разрешенного вида использования (целевого назначения) земельных участков.
Всего Приложение № 1 в новой редакции содержит 23 вида разрешенного использования земельного участка.
Решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 вместе со всеми приложениями опубликовано в газете "Официальный Спектр" (т. 2 л.д. 32 - 34).
Следовательно, оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке.
Приложение № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, в редакции, утвержденной решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113, содержит пункт 23, которым предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка "сдача внаем недвижимого имущества", а также установлена "15-кратная налоговая ставка".
ЗАО "Электрон-Сервис 13" является арендатором земельного участка площадью 876,65 кв. м, расположенного по адресу: г. Трехгорный, ул. Карла Маркса, 41, с кадастровым номером 74:42:010302:15, по договору аренды, заключенному с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Трехгорного (т. 1 л.д. 13 - 15).
Данный земельный участок находится в муниципальной собственности Трехгорного городского округа (т. 2 л.д. 35).
Заявитель, в обоснование нарушение своих прав оспариваемым пунктом 23 Приложения № 1, указывает, что в 2012 г. оплачивал арендную платы с использованием коэффициента "2-кратная налоговая ставка". После принятия оспариваемого пункта 23 Приложения № 1, Заявитель в 2013 г. вынужден оплачивать арендную плату с использованием коэффициента "15-кратная налоговая ставка".
Заявитель полагает, что единоразовое увеличение арендной платы в 7,5 раза является экономически необоснованным.
Полномочия органов местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2002 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", из ст. 7 которого следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы).
Одним из Основных принципов является "Принцип экономической обоснованности", в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11 указано следующее:
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Непосредственно в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11 прямо указано, что сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Аналогичная позиция изложена в Комментарии Федерального арбитражного суда Уральского округа по вопросам практики применения ст. 65 ЗК РФ, размещенного, в том числе, в общедоступной правовой системе "Консультант плюс".
В Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства № 582, указана максимальная ставка арендной платы - ставка рефинансирования ЦБ РФ умноженная на рыночную стоимость земельного участка. В отношении кадастровой стоимости земельного участка указана максимальная ставка - 2 %.
Исходя из расчета арендной платы Заявителю на 2013 г., размер годовой арендной платы составляет 471329 руб.
К примеру, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (1071389 руб.) и с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,25 %) размер арендной платы не превысит 90000 руб.
В рассматриваемой ситуации, Ответчиком, а также Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного, не представлены суду документы, подтверждающие факт наличия экономического обоснования для применения коэффициента для вида разрешенного использования земельного участка "сдача в наем недвижимого имущества".
Представленное письмо ИП Чертухина А.А. (т. 2 л.д. 62) на имя председателя КУИиЗО администрации г. Трехгорного содержит только информацию, документально не подтвержденную, о средней на территории г. Трехгорного стоимости арендных ставок при сдаче в аренду торговых и офисных помещений (от 400 до 550 рублей в деловой части города, от 200 до 300 рублей отдаленных от деловой части города).
Названная информация не позволяет сделать вывод о том, что Ответчиком надлежащим образом проведено экономическое обоснование применяемой ставки арендной платы.
Исследование всего содержания Приложения № 1 к решению Собрания депутатов города Трехгорного от 07.11.2012 № 113 позволяет сделать вывод о произвольном определении Ответчиком корректирующих коэффициентов.
Так, например, для вида разрешенного использования "рынки розничной торговли" установлен коэффициент 0,275-кратная налоговая ставка, что в 54,5 раза ниже, чем для вида использования "сдача в наем недвижимого имущества".
Кроме того необходимо отметить, что Ответчиком установлен вид разрешенного использования земельного участка "сдача в наем недвижимого имущества", который фактически относится не к использованию земельного участка, а к хозяйственной деятельности Арендатора земельного участка.
Находящийся на земельном участке объект недвижимого имущества на протяжении короткого периода времени может, например, самостоятельно использоваться собственником такого объекта недвижимости, сдаваться в аренду третьим лицам, находиться законсервированным.
Применительно к земельному участку, находящемуся в аренде у Заявителя, разрешенный вид использования установлен: "Для эксплуатации здания", что подтверждается представленной в материалы дела копией кадастрового паспорта земельного участка (т. 2 л.д. 36).
В связи с вышеизложенным, суд считает, что Ответчиком не доказана экономическая обоснованность п. 23 приложения № 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107, в связи с чем в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, а именно - принципу экономической обоснованности.
При названных обстоятельствах требование Заявителя подлежит удовлетворению.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Согласно п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем в случае, если решение принято полностью или частично не в пользу органа местного самоуправления, выступающего по делу в качестве ответчика, вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины решается исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, поскольку требования Заявителя удовлетворены, с Ответчика в пользу Заявителя подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине в общей сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

принять отказ Закрытого акционерного общества "Электрон-Сервис 13" от требования о признании недействующим решения Собрания депутатов Трехгорного городского округа от 07.11.2012 г. № 113 в части утверждения в приложении № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа в пункте 16 размера арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, для прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы, равными 4-кратной налоговой ставке.
Прекратить производство по делу в данной части.
Требования Закрытого акционерного общества "Электрон-Сервис 13" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 23 приложения № 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" как не соответствующий Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582.
Взыскать с Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области в пользу Закрытого акционерного общества "Электрон-Сервис 13" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В.КОСТЫЛЕВ

Судьи:
Д.А.БАСТЕН
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ


------------------------------------------------------------------