Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2013 по делу N А76-2512/2013 <О признании недействующим постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 25.12.2008 N 43/67 "О введении в действие на территории Челябинского городского округа нормативов расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу № А76-2512/2013

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Наконечной О.Г., судей: Бастена Д.А., Костылева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изюмовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт", г. Челябинск (ОГРН 1057423505732)
к Государственному комитету "Единый тарифный орган Челябинской области", г. Челябинск (ОГРН 1037403874903)
при участии в деле прокурора Челябинской области, г. Челябинск
о признании недействующим постановление от 25.12.2008 № 43/67
при участии в судебном заседании:
заявителя: Солодиловой Н.Б. - представителя по доверенности от 31.12.2012 № 1-34, паспорт;
Лариной Е.А. - представителя по доверенности от 29.10.2012 № 1-183, паспорт;
заинтересованного лица: не явилось;
прокурора Челябинской области: Кашаповой Р.М. - представителя, удостоверение,

установил:

открытое акционерное общество "Челябэнергосбыт" (далее - ОАО "Челябэнергосбыт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК "ЕТО Челябинской области", заинтересованное лицо) от 25.12.2008 № 43/67 "О введении в действие на территории Челябинского городского округа нормативов расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома".
В обоснование заявления указано, что законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность утверждения отдельного норматива расхода электроэнергии в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, а также лифтового оборудования. Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как вводит не предусмотренный законом способ определения объема электроэнергии, переданной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовым прибором учета, что приводит к необоснованным требованиям сетевых организаций об оплате услуг по передаче электроэнергии.
ГК "ЕТО Челябинской области" представил отзыв на заявление (л.д. 30 - 31), в котором просит в удовлетворении заявления отказать. При этом отмечает, что оспариваемое постановление издано с соблюдением положений федерального законодательства.
Заявитель представил возражения на отзыв от 22.04.2013 (л.д. 48 - 50).
Прокурор Челябинской области представил отзыв на заявление от 06.05.2013 № 38-165у-2013 (вх. № 10042) (л.д. 105 - 109), в котором поддерживает позицию заявителя.
ГК "ЕТО Челябинской области" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом посредством направления в его адрес копии определения от 06.05.2013 заказным письмом с уведомлением (л.д. 101), а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда (л.д. 104).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представители заявителя и прокурора Челябинской области поддержали доводы, изложенные ими в заявлении (в том числе: в возражениях на отзыв заинтересованного лица) и в отзыве на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление ОАО "Челябэнергосбыт" подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, постановлением ГК "ЕТО Челябинской области" от 25.12.2008 № 43/67 утверждены и введены в действие на территории Челябинского городского округа нормативы расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; источник публикации: газета "Южноуральская панорама", 31.12.2008 (спецвыпуск № 14).
Оспариваемое постановление содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений; официально опубликовано (обнародовано) с соблюдением пункта 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, статьи 55 Устава (Основной Закон) Челябинской области, пункта 16 Положения о ГК "ЕТО Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477.
Поэтому указанное постановление является нормативным правовым актом Челябинской области.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ГК "ЕТО Челябинской области" от 25.12.2008 № 43/67, полагая, что последнее не соответствует положениям федерального законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ОАО "Челябэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, для признания оспариваемых актов не действующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанное положение конкретизируется в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила от 23.05.2006 № 307), предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22 Правил от 23.05.2006 № 307).
Поскольку согласно пункту 7 Правил от 23.05.2006 № 307 общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а следовательно, и оплату электроэнергии, поданной на границе внутридомовых электрических сетей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила от 23.05.2006 № 306),
Согласно пункту 2 названных Правил от 23.05.2006 № 306 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В указанном пункте определены следующие понятия:
"норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;
"норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;
"норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 Правил от 23.05.2006 № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил от 23.05.2006 № 306 нормативы потребления в отношении коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, устанавливаются по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно пункту 11 Правил от 23.05.2006 № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с пунктом 12 Правил от 23.05.2006 № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 29 Правил от 23.05.2006 № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил от 23.05.2006 № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах. Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 31, 32 Правил от 23.05.2006 № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (пункт 43 Правил от 23.05.2006 № 306).
Пунктом 9 приложения к Правилам от 23.05.2006 № 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:

(формула 10)


n m
SUM Wi - SUM(Wi)
одн i=1 l=1
W =

ои
2xS

где:
Wi - суммарный расход электрической энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт/ч) за июнь и ноябрь в i-м многоквартирном доме за вычетом суммарного расхода электрической энергии в нежилых помещениях;
Wl - расход электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета за июнь и ноябрь в 1-м жилом помещении;
m - количество жилых помещений в i-м многоквартирном доме;
n - количество многоквартирных домов;

ои
S - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в
многоквартирных домах (кв. м);

2 - количество месяцев, используемых для снятия показаний приборов учета (июнь и ноябрь).

Пунктом 37 приложения к Правилам от 23.05.2006 № 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:

(формула 34)

SUMW
общ,i
W =
ои
12 x S

где:

W - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт.ч) i-й группой
общ,i оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных
домах;
S - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в
ои многоквартирных домах (кв. м);

12 - количество месяцев в году.

Из вышеуказанных положений, содержащихся в Правилах от 23.05.2006 № 306, следует, что расходы электрической энергии на освещение мест общего пользования, работу электрооборудования, являющегося общей собственностью в многоквартирном доме, включаются в состав норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению только при определении его расчетным путем по формулам, установленным разделом II приложения к Правилам от 23.05.2006 № 306.
Согласно пункту 7 (подпункт "д") Правил от 23.05.2006 № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении электроснабжения используются следующие показатели: в жилых помещениях - кВт/ч на 1 человека; на общедомовые нужды - кВт/ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, нормативы расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, установленные постановлением ГК "ЕТО по Челябинской области" от 25.12.2008 № 43/67, не могут быть определены самостоятельно или отдельно, так как указанные нормативы расхода электрической энергии на работу электрооборудования включены в расчет норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды согласно расчетному методу по формулам, установленным разделом II приложения к Правилам от 23.05.2006 № 306.
Поэтому заявление ОАО "Челябэнергосбыт" следует удовлетворить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

решил:

заявление открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" удовлетворить.
Признать недействующим постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 25.12.2008 № 43/67 "О введении в действие на территории Челябинского городского округа нормативов расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома", как не соответствующее положениям постановлений Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и 23.05.2006 № 307 "О Порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Взыскать с Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" в пользу открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" 2000 руб. - государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 06.02.2011 № 12282 при обращении в арбитражный суд.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ

Судьи
Д.А.БАСТЕН
И.В.КОСТЫЛЕВ


------------------------------------------------------------------